ОБОСОБЛЕНИЕ ОДИНОЧНЫХ И РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ДЕФИС В ПРИЛОЖЕНИЯХ Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Папкова Татьяна Алексеевна Беликова Екатерина Дмитриевна
Цель урока Закрепить навыки самостоятельного применения комплекса знаний об обособлении одиночканых и распространенных приложений, знаках препинания и постановке дефиса в приложениях Закрепить навыки самостоятельного применения комплекса знаний об обособлении одиночканых и распространенных приложений, знаках препинания и постановке дефиса в приложениях
Дефис в приложениях Дефис пишется Дефис не пишется 1. Одиночное согласованное приложение и определяемое им существительное – имена нарицательные.Вьется улица- змея. 1. Если первое существительное – общепринятое обращение (товарищ, гражданин и т.д.)Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. 2. Нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу. Над Волгой-рекой расстилается туман. 2. Приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, выраженному однокоренным качественным прилагательным Красавица зорька в небе загорелась.
Условия обособления приложений Схема Примеры 1. Личн. мест. + любое прилож., одиночка. или распр. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (А. Пушкин.)
Условия обособления приложений Схема Примеры 2. Нариц. сущ. + распр. прилож. Приветствую тебя, пустынный уголок,приют спокойствия, трудов и вдохновенья.(А. Пушкин.)
Условия обособления приложений Схема Примеры 3. Прилож. + добавочный. обст. знач. Смышленые звери, бобры зимуют разумно. (Д. Зуев.)
Условия обособления приложений Схема Примеры 4. Собст. сущ. + распр. или одиночка. нариц. согл. прилож. Старик Прохор, рыболов и корзинщик, рассказывал мне сказку об осени. (К. Паустовский.)
Условия обособления приложений Схема Примеры 5. Собств. сущ. + прилож. с как – оттенок причинности – так как Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться... провиантом. (Л. Толстой.)
Условия обособления приложений Схема Примеры 6. Союзы то есть, или (= то есть), слова по прозвищу, по фамилии, по имени, родом, даже, например, в особенности, в том числе (в роли союзов) Есть озеро, по имени Кайдор, все в звездах лилий и в кудрях осоки. (В. Федоров.)
Условия обособления приложений Схема Примеры 7. Нариц. сущ. + собств. сущ. (+ нариц. сущ.) Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. (Л. Толстой.)
Практическая работа с текстом Коллежский асессор Вильгельм Карлович Кюхельбекер, или попросту Кюхля, русский немец, издатель журнала «Мнемозина», молодой человек, белобрысый, пучеглазый, долговязый и неуклюжий, по собственному признанию, «ничего не делал, как только писал стихи и мечтал о будущем усовершенствовании рода человеческого; не был даже членом Тайного общества, зато участвовал в ином тайном обществе – Московских любомудров, поклонников Шеллинга. Надворный судья Иван Иванович Пущин, лицейский товарищ Пушкина, «ветреный мудрец», по словам поэта, покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, чтобы доказать примером, что можно приносить пользу отечеству и в самой скромной должности, распространяя добрые чувства и понятия.
Задания к тексту 1. Определите стиль текста, тип речи. 2. Назовите тему текста, основную мысль. 3. Озаглавьте текст. 4. Найдите приложения, графически обозначьте их. 5. Какую роль играют приложения в данном тексте?
Литературная викторина «Восстанови пушкинские строчки» 1)...надежда в мрачном подземелье... 1)...надежда в мрачном подземелье... 2) Скажи мне, кудесник.... 2) Скажи мне, кудесник.... 3) Взойдет она... 3) Взойдет она... 4)... добрый мой приятель, родился на брегах Невы 4)... добрый мой приятель, родился на брегах Невы 5) Богат, хорош собою, Ленский... 5) Богат, хорош собою, Ленский... 6) Давно... замыслил я побег 6) Давно... замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег В обитель дальнюю трудов и чистых нег 7)... в пустыне я лежал, 7)... в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: И бога глас ко мне воззвал: 8)... отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. 8)... отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова.
Ответы на вопросы теста Вариант I Часть 1 1. г 5. г 1. г 5. г 2. б 6. б 2. б 6. б 3. б 7. г 3. б 7. г 4. а 4. а Часть 2 1. а 1. а 2. а 2. а 3. б 3. б Вариант II Часть 1 1. б 5. в 1. б 5. в 2. а 6. а 2. а 6. а 3. а 7. г 3. а 7. г 4. г 4. г Часть 2 1. б 1. б 2. б 2. б 3. б 3. б
Количество правильных ответов Оценка 10«5» 8-9«4» 6-7«3» 0-5«2»
Домашнее задание Напишите кратко автобиографию, используя в ней приложения и обозначая их графически. В качестве образца можете использовать начало автобиографии в упражнении 348 учебника (Русский язык: Практика. 8 класс / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003)