Психологические основы причин формирования агрессивного поведения.
Источникиагрессии Плотность событий в современном мире Ожидание экологической катастрофы Межнацио нальные противостояния Стихийные бедствия, промышленные катастрофы Внезапные экономические и политические явления Скорость изменений в личной жизни Средства массовой информации Компьютери зация
Агрессия - (от лат. «agressio») нападение, приступ, захват, нанесение ущерба. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.)
Специфика понятий: Агрессия - намеренные действия, направленные на причинение ущерба, форма поведения личности, может иметь разные мотивы (аффект, ярость,оборона, соревнование, инициативность, смелость, деструктивность, жестокость). Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному нападению,способна предопределять жизненный путь личности.
Стадии объектных отношений : n I стадия – Параноидная (с 0 до 3 месяцев, формируется базовое отношение к миру). n II стадия – Симбиотическая (с 3 до 6 месяцев, созревает телесная часть, ребёнок может двигаться). n III стадия - Сепарация и индивидуация (с 6 до 3 лет, закладываются познавательные функции). n IV стадия – Фаллическая (с 3 до 5 лет, ребёнок обретает пол). n V стадия – Латентная (с 5 до 10 лет, формируются навыки и умение учебной деятельности). n VI стадия – Пубертатная (с 10 до 14 лет, сексуальное развитие).
физическая вербальная Невербальные Фантазии и мечты Фантазии и мечты Внешняя агрессия Внешняя агрессия
Психосо матические заболевания Психосо матические заболевания Низкая самооценка Низкая самооценка аутизм мутизм Агрессиянасебя Агрессиянасебя
Причины агрессии: Физиологические (несформированность навыков социального поведения – маленькие дети царапаются, кусаются). Биологические (заболевания головного мозга). Индивидуальные (темперамент,установки, гендер,т.е. пол). Соматические заболевания. Возрастные кризисы личностного развития. Экология (внешние факторы: жара, шум, теснота,загрязнённый воздух). Социальные (фрустрация, вербальное или физическое нападение, подстрекательство). Семейные неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы, связанные с детским учреждением. Неудовлетворённость социальным статусом.
Лимбическая система Эмоции Познавательные процессы Интерферон Ацетилхолин Адреналин Кортизол Снижает способность к учению Активизирует мышление, делает запоминание эффективным
Семейные неблагоприятные факторы: Конфликтный стереотип поведения родителей Недостаточная откровенность в семье. Терпимость к проявлению агрессии. Физические наказания, угрозы, скандалы. Депрессивные родители. Родительское давление. Темперамент ребёнка. Негативизм матери.
Способы контроля поведения ребёнка: Негативные (наказания, приказы). Нейтральные (модификация поведения). Позитивные.
Способы выражения гнева
Неблагоприятные факторы, связанные с детским учреждением: Поступление в школу (переход от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестеснённой активности к дисциплине). Сложности приспособления к давлению требований учебного процесса. Усложнение требований учебных программ. Соревновательность в школе, ориентация на высокие показатели. Смена школьного коллектива, потеря социального статуса.
Гармоничное распределение энергии: 25% работа 25% контакты(семья, друзья) 25% тело (гигиена, секс, спорт) 25% одиночество (думать, анализировать, мечтать)
Спасибо за внимание