СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Автор курса: Доктор социологических наук, профессор И.В. Соколова 900igr.net
Лекция 1 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
1. Критерии вступления общества в постиндустриальный период развития. 2. Информационный кризис. 3. Понятие «информатизация общества», его структура. 4. Персоналии социальной информатики. 5. Социальная информатика - предметное поле исследования. План лекции
1. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер с англ. – Екатеринбург, Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., Соколова И.В. Социальная информатика. - М., Литература
1. Процент трудоспособного населения, занятого в сфере услуг (критерий занятости). 2. Состояние коммуникационной сети (технический критерий). 3. Возможность наблюдать человечество из космоса (астрономический критерий). Критерии вступления общества в постиндустриальный, информационный периоды своего развития.
В процессе общественного развития устойчиво сокращается время, необходимое для удвоения объема знаний. Это проблемное явление называется «информационным кризисом». Развитие персональной информатики способствует преодолению этого кризиса, однако, принципиальное его разрешение возможно лишь после массового распространения компьютеров интеллектуального типа, имеющих так называемый дружественный интерфейс. Информационный кризис.
Информатизация общества - это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития на базе средств информатики, включающий медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию. Идеальная порядковая шкала этих слагаемых: интеллектуализация, медиатизация и, далее, компьютеризация. Реальная порядковая шкала слагаемых информатизации такова: компьютеризация, опережая по темпам медиатизацию и интеллектуализацию, развивается за их счет. Понятие «информатизация общества», его структура.
технократический, согласно которому информационные технологии считаются средством повышения производительности труда, и используются, в основном, в производстве и управлении; гуманитарный, согласно которому информационные технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы. Теоретико-методологические подходы к информатизации общества:
1. Информационное общество с развитой сферой услуг лишено большинства социально- экономических и экологических проблем. 2. Высокая информированность населения будет способствовать снижению экологической напряженности, устойчивому развитию общества. 3. Глобальная информатизация позволит сформировать интегральный интеллект цивилизации, способный обеспечить устойчивое развитие. Связь информатизации с устойчивым развитием общества.
Социальная информатика - предметное поле исследования. Предмет изучения - социальные предпосылки, условия и последствия информатизации общества, в том числе - развитие личности, изменение социальных структур и отношений в контексте информатизации. Впервые термин «социальная информатика» введен доктором педагогических наук, профессором А.В. Соколовым и группой авторов в 1974 году.
Структура социальной информатики как научного знания:
В мировой науке наиболее значимый вклад в изучение информатизации общества внесли Д. Белл, О. Тоффлер, М. Кастельс (США), А. Турен, Ж. Фурастье (Франция), Ю. Хабермас (Германия), И. Масуда (Япония). Основоположниками отечественного изучения информатизации общества являются В.Г. Афанасьев, В.М. Глушков, А.П. Ершов, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул. Персоналии социальной информатики.
заложить основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; сформировать представление о важности информационной культуры как основы органичного включения в информационную среду и активное содействие ее развитию; методологически подготовить к дальнейшему применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Задачи учебного курса «Социальная информатика»:
Знание теоретико-методологических подходов к информатизации, осознание ее цели и смысла позволяет: понимать реальный ход информатизации; ограничивать технократическое развитие информатизации, что особо необходимо для России, ибо сохранение культурно-духовной сферы в контексте новой информационной эпохи, по сути, является условием сохранения российского менталитета и, в значительной степени, всего мирового сообщества. Вывод по лекции