Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»
Биографическая основа «Стихов о Прекрасной Даме» - история любви Блока к его будущей жене Л.Д. Менделеевой. Любовь Дмитриева Менделеева 1900
Л.Д. Менделеева в роли Офелии («Гамлет» В. Шекспира), 1898
1906 г. Поставлена первая пьеса «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской под руководством В. Мейерхольда.
А.Блок *** Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди – на песчаной косе. Загорались вечерние свечи, Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
1900 г – увлечение философией
ФИЛОСОФСКИЕ основы цикла: 1. Философия Платона платоническая любовь (возвышенная, духовная) Двоемирие (небесный мир «идей» и земной мир «материй»)
ФИЛОСОФСКИЕ основы цикла: 2. Философия Вл.Соловьёва:
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 – 1900): Философ, поэт, публицист, литературный критик.
ФИЛОСОФСКИЕ основы: 2. Философия Вл.Соловьёва: близкое Пришествие Души Мира, Софии – Премудрости Божией, Царицы Небесной (в образе земной девушки) Канун преображения всего сущего
Андрей Белый: Впечатление было ошеломляющее… огромный художник первым поэтомтеургом соловьёвство до идеологии максимализма, почти до секты …Было ясно сознание: этот огромный художник – наш, совсем наш… Я понимал: будучи первым поэтом, он был не поэтом для нас, а теургом, соединяющим эстетику с жизненной мистикой, и поднимался вопрос о том, как нам жить, как нам быть, когда явно в мире звучат призывы, подобные блоховским. …А.А. Блок, по времени первый из русских, приподнял поэзию В.Соловьёва и осознал всю огромность религиозного смысла её. Он довёл соловьёвство до идеологии максимализма, почти до секты….
Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных общим жанром темой главными героями единым замыслом исторической эпохой единым поэтическим настроением местом действия
«Стихи о Прекрасной Даме»: 1904 г., тираж – 1200 экз., 93 стихотворения
Тема - «о Вечно Женственном» (А.А.Блок)
Ключевой эпитет - «таинственный»
А.Блок *** Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.
Героиня и служение ей максимально сближены с поклонением Божией Матери
А.Блок *** Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. От Иоанна III, 29 Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеется берегу. Люблю вечернее моленье У белой церкви над рекой, Передзакатное селенье И сумрак мутно-голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падет туманная завеса. Жених сойдет из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрезжит брачная заря. 7 июля 1902
Ожидание встречи поэтическое воплощение идеи Вл.Соловьёва лирического героя и Прекрасной Дамы – поэтическое воплощение идеи Вл.Соловьёва о синтезе земного и небесного через любовь к женщине.
А.Блок *** И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду и горестно и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня С. Шахматово
Прекрасная Дама изменилась: Прекрасная Дама со временем изменилась: она уже не та, какую он себе представлял. Она появляется в земном мире и теряет свою идеальность. Идеал очеловечивается.
А.Блок *** Мне страшно с Тобою встречаться, Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всём уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму – живут или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имён. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко – Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты – там.
Лирический герой начинает замечать земную жизнь земную жизнь. Эта жизнь не способствует встрече, здесь нет места идеалу.
Прекрасная Дама в космическом плане – Душа Мира в религиозном плане – Царица Небесная в повседневном плане – Возлюблен- ная // Л.Д.Менделеева
«Стихи о Прекрасной Даме» объединены сквозными мотивами сквозными мотивами: ожидания, появления Прекрасной Дамы, недостижимости мечты, рыцарского служения Даме.
«Стихи о Прекрасной Даме»: Драматизм лирического сюжета. Неясные очертания земной реальности, мешающей желанной встрече. Сомнения в достижимости романтического идеала. Герой перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий.