Выполнила: Клышина Елена, ученица 8 класса СОШГ 9 Средняя общеобразовательная школа-гимназия 9 г. Павлодара
Цель: изучить степи как биологический и литературный объект Задачи: Рассмотреть степь как биоценоз. Сравнить научные данные по биоразнообразию степей с полученными результатами исследования. Проанализировать образ степей в художественной литературе.
Гипотеза: Если сравнить биоразнообразие степей Павлодарского Прииртышья прошлых веков с веком нынешнем, то их современное состояние не удовлетворяет экологическим, духовным и эстетическим потребностям нашего поколения Научная новизна работы заключается в том, что впервые сводятся воедино данные по видовому разнообразию степей Павлодарского прииртышья в различные годы и дается оценка их изменения, что, в свою очередь, привело к созданию сайта «Степной портал Павлодарского прииртышья»
Для реализации цели проекта были использованы следующие методы: Анализ научной литературы Метод исследования флоры Павлодарского Прииртышья Анализ художественных текстов Метод анкетирование учащихся Метод опроса жителей поселков Павлодарской области
Результаты опроса жителей
Сравнение видового разнообразия растений Павлодарской области Произошло уменьшение видового разнообразия растений : С 1526 видов в 80-е годы до 1495 видов в 2000-е Произошло увеличение числа редких и исчезающих видов растений: С 48 видов в 80-е годы до 170 видов в 80 - е
Данные численности наиболее характерных птиц Павлодарской области Произошло снижение численности степных птиц: Черный жаворонок - со 135 особей в 1989 г до 5 особей в 2005 г Луни – 5 особей в 1989 г до 2 особей в 2005 г Полное исчезновение на исследуемых площадях коршунов и рогатых жаворонков
Стали редкими и исчезающими: Ковыль пушистый Пион степной Астрагал пушистый Василек сибирский Астра пустыннолюбивая Фиалка низкая Касатик солелюбивый Крапива двудомная Лук поникающий
Степь Павлодарского Прииртышья потеряла сайгаков дрофу корсаков сурка Степного орла
Изучение уровня знаний учащихся о разнообразии живого мира степей 65 % учащихся считают необходимым знать обитателей степей, т.к. это родной край 43 % - считают, что эти знания пригодятся при изучении других наук
Учащихся волнуют проблемы, связанные с сохранностью целинных земель: 42 % школьников имеют четкое представление о видовом разнообразии степных экосистем. 51 % опрошенных считают, что это им может пригодиться в жизни и готовы изучать природу родного края, в т.ч. и через произведения поэтов и писателей. 42% 40% 39% 40% 41% 42% 1 Выбрали верно характерную для степей растительность Выбрали верно характерных для степей животных Смогли определить по картинкам названия растений и животных
1. В результате изменения степной растительности только в Павлодарской области произошло уменьшение видового разнообразия растений и животных: уменьшилось количества семейств растений на 15 %, количества родов на 4 %, количества видов на 2 %. увеличилось число исчезающих видов на 71 %. произошло снижение численности животных от 3-х до 48 раз
2. Степи - родовое наследие степных народов, они являются образом свободы, величия и патриотизма У школьников вызывают восхищение и гордость первозданная степь с ее уникальным живым миром природы в описание степи у Павла Васильева – 74 %, у Н.В. Гоголя – 85 %, А.П. Чехова – 63 %. Целинные степи представляют собой не только экологическую, но и истоpико-культуpную, эстетическую, этическую и другие неосознанные ценности человечества.