пространство романских храмов украшалось настенными росписями фресками и скульптурными рельефами Внутреннее пространство романских храмов украшалось настенными росписями фресками и скульптурными рельефами. источником знаний о Боге что было в Ветхом и Новом завете, понять, как ему надобно жить, молиться, Тема изображений в средневековых храмах была в основном повествовательная и поучительная. Изображения служили главным источником знаний о Боге, так как в эпоху Средневековья народ читать не умел. Посетитель заходил в церковь и «читал» изображения. Так он мог узнать, что было в Ветхом и Новом завете, понять, как ему надобно жить, молиться, что такое хорошо и что такое плохо.
Центральное место в романской живописи и скульптуре занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части Христа во славе Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной апсиде помещали Христа во славе. символические изображения евангелистов Рядом с ним символические изображения евангелистов (Матфей – агнец, Марк – лев, Лука –телец, Иоанн - орёл)
в апсиде Богоматери Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери. Ниже апостолы, ангелы и святые Ниже располагались апостолы, ангелы и святые. На западной стене картины Страшного суда На западной стене храма располагали картины Страшного суда.
Церковь Сан – Исидоро Усыпальница королей, около гг. Испания. Леон.
Росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI - начало XII вв.) - самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции Ноев ковчег Вавилонская башня
особенностью романского стиля скульптурного декора, рельефа Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, рельефа. РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны с резьбой растительно-орнаментального стиля
Виды романских капителей
Переходк монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре «повествовательной капители» Переход к скульптурному рельефу и к монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. в виде группы Адама и Евы Капитель из церкви в монастыре Клюни ( , Франция) решена в виде группы Адама и Евы
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА в Византии скульптура была отвергнута церковью в романском искусстве скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 года вступает в полосу расцвета. Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления.
Каменная резьба арки представляет всех наиболее известных персонажей Средневекового бестиария. Пеликан символизирует Христа Василиск символизирует смерть Кентавр Пеликан (второй слева), который убил своих птенцов, а через три дня возродил из капли собственной крови, символизирует Христа. Василиск, убивающий взглядом, символизирует смерть. Кентавр обладает человеческим умом, но борется со своими животными инстинктами. АРКА из церкви в Нарборне, Лангедок, Франция Лангедок, Франция,
Тема добра и зла аллегорических образах Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии противопоставлении небес и ада, добра и зла Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла.
Перед вами два скульптурных изображения Богоматери. Какую из них можно отнести к романскому периоду, а какую к более позднему? Почему?
В романской пластике сочетание возвышенного и повседневного грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически- гротескного В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически- гротескного. В тимпане собора Сен-Лазар рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. Сен-Лазар в Отене ( ), Франция сцена «Страшного суда»
«Акробат» скульптура г.г. из аббатства Сент-Мартин в Совиньи близ Лиона Сидящая фигура (Апостол), , Тоскана, Италия В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства с темами нерелигиозного содержания В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.
Церковь Сан-Исидоро Испания. Леон. Особенностью изображения диковинных, фантастических существ Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, фантастических существ Скульптура собора в Шартре Романская скульптура образы чудовищного и безобразного Романская скульптура открыла новые стороны действительности – образы чудовищного и безобразного.
Собор Сен-Пьер в Ангулеме, 12 в. Франция Портал собора
Тимпан центрального портала западного фасада Скульптура собора Нотр-Дам в Шартре, XII в. – вершина романского искусства – вершина романского искусства «Христос во славе» Основной темой романской скульптуры было прославление Бога
Собор Св. Мауритиуса и Св. Катарины Собор Св. Мауритиуса и Св. Катарины в Магдебурге (XIII в.) – первое готическое культовое здание на немецкой земле Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура превращается в возвышенные и одухотворённые образы
Собор Реймсской Богоматери Собор Реймсской Богоматери, X III- начало XIV вв., Франция Ангелы на западном фасаде загадочно улыбаются
Собор в Бамберге, 1237 г., Германия
Характерные черты готической скульптуры Характерные черты готической скульптуры: удлинённость пропорций скульптур, симметричность форм, подчинённость архитектурным объёмам, фигуры более естественны и непринуждённы, религиозная тематика доминирует, но она обращена к чувствам человека, в скульптуре ощутимо влияние античной пластики
Встреча Марии и Елизаветы Реймсский собор
Базилика Сен-Дени, XII в., Франция На смену фреске в изобразительном искусстве готики приходит витраж
Окно – роза в церкви Сен-Дени Излюбленный орнамент витражных окон готики - роза
«Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях» «Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях» ( XII-XIII вв.) - витраж собора в Шартре
Сент-Шапель (Святая капелла ) готическая часовня – реликварий на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже
Сент-Шапель
Собор Нотр - Дам, XII-XIV вв.,Париж Витраж капеллы Св. Анны Витраж капеллы Св. Причастия