Презентация Выполнил: Амиржаев Т. (ТС в АПК – 21) Проверил: доцент Гефнер О.В.
- это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека.
Труд это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества; труд это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества. Он порождает мир культуры, ее ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛАГАЕТСЯ ИЗ: 1. системы определенных репродуктивных знаний о мире и комплекса навыков владения репродуктивными методами поведения; 2. творческого преобразования действительности в сфере незнаемого, но в соответствии с поставленной целью; 3. перманентного соотнесения "знания" с "незнанием", "умения" – с "неумением", "осторожности" – с "риском", "значения" – со "смыслом" и т. д., и 4. развитого навыка экономии жизненной энергии с помощью "продуктивной лени".
В античной философии, характеризующейся созерцательностью и приоритетом теоретической деятельности над практической, физический труд считался унизительным занятием. Труд в античной культуре - занятие рабов, недостойное внимания свободных граждан.
В средневековой западноевропейской философии, в целом теоцентрично ориентированной, труд рассматривался как следствие и проявление несовершенства человеческой природы и первого грехопадения. Адам и Ева в раю не работали, лишь после грехопадения они вынуждены были в наказание трудиться. Труд понимается не только как необходимое средство пропитания, но и как божественное предписание, путь искупления грехов, а также способ их предотвращения, необходимый для "изгнания праздности" и "обуздания похоти".
В эпоху Возрождения труд рассматривается через противопоставление не с творчеством, а с бездействием, праздностью; понимается не только как естественная потребность человека, но и как необходимое условие совершенствования личности и процветания общества. Впервые допускаются предположения о творческом характере трудовой деятельности и возможности свободной активности в труде (в т.ч. и физическом).
Представления о недопустимости праздности и благотворном действии труда (понимаемого как любая деятельность, на которую затрачены не только физические, но интеллектуальные и эмоциональные ресурсы) распространились в общественном сознании в период Просвещения (XVIII в.), а строго категориально были представлены в философии Г.В.Ф. Гегеля. Труд в философской системе Гегеля рассматривается как "всеобщая субстанция человеческого бытия", способ реализации сознания и форма самоосуществления человека. Понимание труда у Гегеля включает в себя все возможные виды человеческой активности: от рутинного производства до занятий искусством или наукой. У Гегеля впервые в истории философии снимается противопоставление трудовой и творческой деятельности.
Труд, по К. Марксу, это исключительное человеческое качество. Субъектом труда является человек, и является он таковым именно как общественный субъект. «Труд, отмечал К. Маркс, есть всеобщая возможность богатства как субъект и как деятельность».