Сотрудничество психолога и педагога в едином образовательном пространстве Смирнова Е.Б., педагог -психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Европейский лицей» п. Пригородный
Различие профессиональных позиций (по А.Г. Асмолову) 1. Психолог – специалист по неодинаковости, педагог – специалист по выравниванию. Основная задача первого – помочь ребёнку построить путь индивидуального, своеобразного развития. Задача второго – помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно – еще и оказать на ребёнка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В результате вектору устремлений педагога и психолога часто имеют разные направления.
Различие профессиональных позиций (по А.Г. Асмолову) 2. Для психолога оценочные осуждения неприемлемы, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует система оценок, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное же психическое развитие не удается оценить в баллах.
Различие профессиональных позиций (по А.Г. Асмолову) 3. Ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно выносится им и за пределы школьного класса. Что порождает стремление оценить любую деятельность (в том числе и деятельность школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.
Различие профессиональных позиций (по А.Г. Асмолову) 4. «Мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально – мотивационная сфера личности ребёнка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует, прежде всего (а иногда и только лишь) на когнитивную сферу.
Причины осложнения работы школьного психолога с педагогами. 1. Низкая мотивация 2. Низкий уровень доверия, настороженное отношение. 3. Установка администрации на оценочную работу психолога. 4. Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме. 5. Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов. 6. Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу субъект-объектных отношений.
Задачи: 1. Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе. 2. Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу. 3. Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты. 4. Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу. 5. Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов. 6. Разработка системы тренинговых занятий для педагогов.
Принципы построения работы с педагогами: 1. Принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами. 2. Принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы у каждого из участников взаимодействия. 3. Принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов. 4. Принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных. 5. Принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрыть свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь. 6. Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.
Работа: 1. Анкетирование и тестирование педагогов. 2. Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкеты «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов», «Оценка педагогической деятельности», «Изучение удовлетворённостью школьной жизнью»). 3. Индивидуальные и групповые консультации. 4. Круглые столы, семинары («Конфликты: причины и способы выхода из них»)
Работа: 5. Методическое объединения кл.руководителей («Как быть здоровым», «Психологические особенности подростков», «Педагогический настрой», «Имидж учителя», «Качество вашей жизни», и др.) 6. Психолого-медико-педагогические консилиумы. 7. Педагогические советы. 8. Психолого-педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни, в общении с «трудными» учащимися, восстановление сил после напряженного урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов.
«Взаимные ожидания » - Согласование взаимных ожиданий «Педагог - психологу» - «Психолог - педагогу» -
Спасибо!