Выполнила: Бабинцева Мария, 8 «а» клас МКОУ СОШ с УИОП пгт. Санчурск Руководитель: Петрова Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП пгт. Санчурск «Образ учителя в литературе Вятского края»
Учитель во все времена - носитель духовно- нравственных ценностей, воплощающий в себе лучшие человеческие качества и пробуждающий в сердцах учеников искреннее и неистребимое стремление к труду, к знаниям, к культуре. Кировский писатель Владимир Николаевич Крупин в своей статье «Что в народе, то и в погоде» (2006 год) с горечью пишет: «Всё против школьного учителя. Всё. Говорит он ученикам о порядочности телевизор славит подлецов. Говорит учитель об истории Отечества как о школе жизни телевизор поливает историю грязью…»
Проблема: качество и содержание нравственной личности самого учителя как определяющий фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Цель исследования - выявление нравственных качеств учителя на примере художественной литературы Вятского края и определение ключевых профессионалльных качеств идеального учителя. Задачи: 1. Проанализировать произведения художественной литературы Вятского края об учителях и выявить те нравственные качества, которые помогают в работе учителя решать важные педагогические вопросы; 2. Определить характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ; 3. Обобщить материалы исследования и определить ключевые профессионалльные качества идеального учителя.
Понятийный аппарат исследования «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Гипотеза Все особенности, все изменения, происходящие с учителями в исторической действительности, неизменно должны были найти воплощение в художественных образах литературных произведений. Если перечитать произведения писателей Вятского края, можно проанализировать образ учителя-земляка.
А.А.Лиханов «Крёсна»
В.Ф.Тендряков «Весенние перевёртыши»
В.Н.Крупин «Мария Сергеевна»
Премия имени А.Н.Тепляшиной
Методики исследования: «Продолжи предложение…» Ранжирование Тестирование
Диаграмма «Нравственные качества учителя глазами учеников и их родителей»
Выводы Взрослые считают, что самые главные качества, это Справедливость Знание своего предмета и умение хорошо и доступно его объяснить Требовательность Учащиеся же на первый план выносят нравственные, и только потом профессионалльные качества учителя: Отзывчивый Терпеливый Любит детей
Учитель должен быть Умным Чутким терпел Ивым о Тзывчивым справ Едливым профессионал Льным требовател Ьным
Заключение Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы стараться с каждым днём и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя. В этом главное и самое радостное дело в жизни. Л. Н. Толстой из статьи Беседы с детьми по нравственным вопросам
Литература по теме проекта Лиханов А.А.. Крёсна / – М., Издательский, образовательный и культурный центр «Детство, Отрочество, Юность», Тендряков В.Ф. Весенние перевёртыши. / М., «Детская литература», Крупин В.Н. Мария Сергеевна / Крупин В.Н. Что в народе, то и в погоде /
Благодарю за внимание!