Современные методы музыкального образования школьников
Метод (путь к чему-либо) Способ достижения цели, представляющей собой систему действий учителя, направленных на организацию учебной деятельности; Память культуры о наиболее рациональных и правильных способах деятельности; Совместная музыкальная творческая деятельность учителя и учащихся
Признаки метода: Направленность Системность Характер взаимодействия субъектов обучения
Структура метода Средства (наглядность, ТСО, музыкальные примеры) Формы взаимодействия; Деятельностные позиции; Приёмы (единичное незавершённое действие, шаг, ведущий к намеченной цели)
Группы методов Метод стимуляции и мотивации Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Метод контроля и самоконтроля
Методы стимуляции и мотивации Цель-освоение способов взаимодействия содержания мира музыки
«Мозговой штурм» 4 фазы 1 - создание проблемного поля, творческая задача 2 - анализ проблемы или идеи 3 - Обработка результатов, выявление главного 4 – Презентация своих идей
Метод размышления о музыке Направлен на личностное присвоение учащимися духовных ценностей, стимулирует сопереживание, самостоятельное нахождение проблемы.
Метод проблемных ситуаций Приём – проблемные вопросы, требующие размышления. Реализация – постановка учителем задачи, совместное решение этой задачи, вывод, сделанный учащимися
Метод проектов Проект создаётся на основе выделенной проблемы, может быть индивидуальный или групповой.
Примеры тем проектов: Творческий портрет композитора Известность после забвения ( И.С.Бах) История создания… «Лунная соната» - пейзажная картинка? «Музыкальный календарь»
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Цель – освоение способов взаимодействия с содержанием мира музыки, моделирование художественно - творческого процесса Средства – музыка, слово, движение
Метод «музыкальных зеркал» ( пластическое интонирование) Создание учителем двигательного «музыкального зеркала», в котором выявляется развитие музыки, мелодии и формы.
Алгоритм метода Учитель под музыку показывает движения; Дети с учителем показывают движения; Дети показывают движения, которые запомнили; Дети самостоятельно показывают движения;
Метод создания художественного контекста через « выходы» за пределы музыки Реализуется через другие виды искусства, предполагает выявление общего и различного в передаче явлений жизни в музыке, живописи, литературе.
Метод создания коллажей Этапы: Даётся понятие, показ образов; Деление по группам; Анализ внутри группы; Распределение ролей; Обдумывание способов воплощения; Выполнение; Представление
Метод создания композиций Объединение различных видов музыкальной деятельности при исполнении одного произведения.
Метод контроля и самоконтроля Сенквейн Средства – подбор слов Алгоритм действий 2 существительных (основная музыкальная мысль музыкального произведения) 2 глагола( дополняют характеристику мысли) 3 прилагательных(дополняют характеристику мысли) В одном предложении выразить своё отношение к идеи произведения (крылатая фраза, изречение, поэтические строки и т.д.) Слово ( Вывод)
Обобщила по материалам курсов КРИРО и ПК для учителей музыки руководитель ГМО учитель высшей категории МОУ «СОШ 13» Ващенко Н.А. г.Воркута 2011 год