Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенск г.
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом» Древняя мудрость.
Признаки неуспеваемости, их характеристика Признаки отставания ученика в усвоении любого учебного предмета: Характерные черты 1. Низкий уровень умственного развития Не умеет устанавливать причинно – следственные связи, учитывать все признаки предмета или явления, видеть общее и т.д. 2. Несформированность учебных навыков Не умеет работать с текстом, выделять главное, не может организовать своё время, распределить усилия и т.д. 3. Дефицит внимания + гиперактивность Часто и много отвлекается, неусидчив, очень подвижен. 4. Отсутствие познавательного интереса Не развиты познавательные способности, не посещает кружки, секции, не читает книг, предпочитает тратить время впустую 5. Низкая работоспособность Быстро утомляется, медленно работает. 6. Конфликтные отношения Часто грубит, не выполняет учебных требований, мешает другим детям.
Виды мотивации слабоуспевающих школьников. Компенсаторная мотивация. Это мотивы, позволяющие утвердиться в другой, неучебной области – в занятии спортом, музыкой, рисованием, прикладным творчеством. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-либо другой сфере деятельности, низкая успеваемость не становиться источником тяжелых переживаний для ребенка. Мотивация избегания неудачи Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка: недовольство учителя, гнев родителей. Наука утверждает, что одна ¼ часть неуспевающих учащихся отрицательно относятся к учебе из – за того, что у них преобладает этот мотив. 1 2
Приемы и формы мотивации слабоуспевающих учащихся. Уметь встать на позиции ученика Стремиться к внешней занимательности. Использовать средства невербального общения ( опорные сигналы, рисунки, схемы, таблицы). Использовать различные виды групповой работы. Использовать нетрадиционные формы уроков. Не ставить СУ в ситуацию неожиданного вопроса, давать время на обдумывание ответа. Нельзя давать сразу большой объем материала, лучше разбить его на фрагменты. Осторожно оценивать неудачи ученика. Применять дифференцированный подход в обучении на любом этапе урока:. Рационально распределять учебный материал. Многократно проговаривать и закреплять материал урока. Стремиться к алгоритмизации деятельности.
« Успех ребенка – необходимая часть его самовоспитания. Надо сделать так, чтобы самый слабый ребенок видел плоды своего труда и чувствовал гордость». В.А. Сухомлинский