Культурологический подход к формированию содержания образования на уроках русского языка и литературы
5 ноября 2008 года Послание Федеральному Собранию Президентская инициатива «Наша новая школа» Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определяют инновационную привлекательность образования».
Экспериментальная деятельность «Введение в русскую культуру» «Русская школа с этнокультурным компонентом»
Задачи Совершенствование образовательного процесса школы, обеспечивающего доступность качественных образовательных услуг Разработка и освоение новых курсов, учебных программ, технологий Создание условий для реализации личных творческих способностей обучающихся в процессе исследовательской и поисковой деятельности Интеграция основного и дополнительного образования на основе гуманитарной направленности школы
1 - 4 классы – «Освоение языка культуры» 5 – 9 классы – «Погружение в культуру»: Метапредметные курсы истории, литературы, МХК, ОПК Апробация программ «Русская культура», «Русская история в литературе» Введение этнокультурного компонента в образовательный процесс Введение этнокультурного компонента в систему дополнительного образования
Занятия интегрированного курса «Введение в русскую культуру» Учитель литературы Ларионова В. В. и учитель истории Иванова Г. А.
95% Литература + различные виды искусства: Архитектура Скульптура Живопись Графика Музыка Театр Кино = культурный контекст произведения авторский замысел проблематика идейно – художественное содержание произведения Развитие ребёнка в процессе самостоятельной продуктивной учебной деятельности через диалог культур
Внутрипредметная и межпредметная интеграция предметов гуманитарного цикла Литература Русский язык История Обществознание МХК Иностранный язык + Театральная педагогика
-Что увидели? -Что услышали? -Что почувствовали? К. Ф. Юон. Вечерний звон К. Ф. Юон. Вечер. Золотой Плес, К. Ф. Юон. Тишина. 1892
Историко – культурный контекст произведения Духовный мир времени Отражение культурных норм эпохи Особенности взаимодействия человека и этнокультурного пространства Определение места произведения в истории национальной и мировой культуры
Историко – культурный подход Формирование объективной картины мира Личностно значимое и осмысленное восприятие и применение знаний на практике Усиление мотивации к обучению
Методика работы с текстом 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Определите темы, авторский замысел, идеи. 3. Комментарий текста: культурологическая составляющая (эпоха, быт, нравы, их отражение в тексте и языке произведения); характеры героев, их обусловленность авторским замыслом и идеями эпохи. 4. Живописный, графический, скульптурный, музыкальный, архитектурный ряд, соответствующий тематике и проблематике произведения. 5. Создание мультимедийной презентации. 6. Инсценирование эпизодов. 7. Фильмы и театральные постановки по данному произведению.
Спектакли и инсценировки
Создание условий для развития позитивной культурной идентичности, открытости и активности школьников Включение в межкультурный диалог Повышение мотивации к обучению Развитие творческих и интеллектуальных способностей Социализация Применение культурологического подхода
Сотрудничество с филиалом библиотеки 17 ДК «Дружба» Проведение совместных литературных праздников для учеников школ района
Формирование этнографической экспозиции и картинной галереи учеников и выпускников школы Учитель Кровякова О. В.
Календарные праздники
Не возродимся духовно – умрём физически! Д. С. Лихачёв
Благодарю за внимание!