Информационные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях введения ФГОС. Учитель начальных классов первой квалификационной кате г о р ии Тимофеева Надежда Алексеевна г.Павлово 2011 г.
" Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
В рамках введения ФГОС задача современной начальной школы общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться». формирование способности грамотно применять информационно – коммуникативные технологии ( ИКТ – компетентность)
В ИКТ- компетентности выделяется учебная ИКТ- компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младших школьников. Решение задачи формирования ИКТ – компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным предметам, но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.
При освоении личностных действий ведется формирование: критического отношения к информации и избирательности ее восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации
При освоении регулятивных действий обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося;
При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных действиях как: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, ее организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; создание простых гипермедиа сообщений; построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используется: обмен гипермедиа сообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/ личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференции, форум, блог)
Разделы программы формирования ИКТ – компетентности: Знакомство со средствами ИКТ. Запись, фиксация информации. Создание текстов с помощью компьютера. Создание графических сообщений. Редактирование сообщений. Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание структурированных сообщений. Представление и обработка данных. Поиск информации. Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Основное содержание данной программы реализуется средствами различных учебных предметов.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ Владеть основами работы на компьютере Иметь навыки работы с мультимедийными программами Владеть основами работы в Интернете, пользоваться электронной почтой
Использование ИКТ учителями начальной школы
Области применения ИКТ в образовательном процессе Информационные Коммуникационные технологии Учебная (урочная) деятельность Внеурочная деятельность
Содержательные модели использования ИКТ Модели ИКТ Обучающая программа «Кирилл и Мефодий» Работа в режиме on-lain Презентации (исследование(исследование) Отработка технических навыков Программное тестирование Творческие работы Tux Paint
E-learning Class VG 0
Тестирующие программы Обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость. Обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.
Мир информатики Семейный наставник
Детская Энциклопедия Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия Использование различных обучающих программ
Учебные пособия
Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию. Эти технологии повышают дидактические и личностно – ориентированные параметры учебного процесса.