1
В Российской Федерации ответственность за создаваемую и используемую обществом документацию рассредоточена между рядом органов государственной власти и управления в соответствии с их функциональными обязанностями: 2
3
Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства. 4
Нормативную базу делопроизводства составляют: законы Российской Федерации в сфере документации и информации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации в сфере делопроизводства; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы документационного обеспечения (письма, постановления, приказы); 5
технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; унифицированные системы документации; нормативные правовые акты, издаваемые руководством учреждений, организаций и предприятий. 6
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (принят 15 декабря 2002 г., в новой редакции – 05 сентября 2005 г., 45-ФЗ) 3. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» 4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 5. ГОСТ Р Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. 6. ГОСТ Р Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. 7. Типовая инструкция по делопроизводству. 7
Унификация документов заключается в установлении единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций и задач. Унифицированная система документации (УСД) – совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности 8
Основными принципами при разработки УСД являются: создание общей модели построения документов; единообразие форм документов и правил их построения, составления, оформления; комплексность унификации; информативность; сокращение числа видов документов; стабильность требований к документам; сопряжение с действующими системами классификации и кодирования технико-экономической информации; экономичность. 9
В настоящее время действует восемь УСД: унифицированная система организационно- распорядительной документации (УСОРД); унифицированная система банковской документации; унифицированная система финансовой» учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетным учреждений и организаций; унифицированная система отчетно-статистической документации; унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий; унифицированная система документации по труду; унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации; унифицированная система внешнеторговой документации. 10
Результаты унификации состава документов получают свое закрепление в Табеле форм документов, а результаты унификации форм документов – в Альбоме форм документов, применяемых в деятельности организации. Стандартизация документов – форма юридического закрепления проведенной унификации. Установлены следующие категории стандартов: – государственные стандарты (ГОСТ). – отраслевые стандарты (ОСТ); – республиканские стандарты (РСТ). 11
В стране действует Единая Государственная Система Документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ) – системы положений, определяющих основные правила работы с документами в организациях. ГСДОУ базируется на применении ЭВМ и выделяет 4 направления в документационном обеспечении управления: унификация и стандартизация документов; рациональная организация документооборота и текущего хранения дел; экономика, организация труда делопроизводственного персонала; автоматизация и механизация труда. 12
Действующие сегодня общегосударственные нормативно- методические документы по организации делопроизводства должны быть в каждой организации. К ним относятся: 1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ – системы положений, определяющих основные правила работы с документами в организациях). 2. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. 3. ГОСТ Р УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. 4. Основные правила работы ведомственных архивов. 5. Перечни документов с указанием сроков хранения. 13
14