Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнил ученик 9 «Б» класса Рябыкин Владимир
Цель работы: дать характеристику образа литературного героя. Задачи: раскрыть характер героя через его портрет, обстановку в доме, отношение к гостю. представить отношение героя к продаже «мёртвых душ».
Портрет Манилова Портрет Манилова построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства до крайнего избытка, переходящего в отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно...» «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую... ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» и отойдешь подальше!..»
Дом Манилова Во внутреннем убранстве дома Манилова также отразилось несоответствие грез помещика и реальности. В отдельных комнатах мебели не было вообще, в других была, но в ней чего-то недоставало: если в гостиной кресла были покрыты дорогой материей, то на два кресла материала не хватило, и они стояли, покрытые простой рогожей.
Описание усадьбы Манилова Дом Манилова стоит на возвышенном месте, "открытом всем ветрам", склон этой горы был покрыт остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с кустами сирени и белой акации и несколько берез. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз с жиденькими вершинами. Под двумя из них находилась беседка с помпезным названием "Храм уединенного размышления". Сходство с английским парком подчеркивалось прудом, заросшим зеленью.
Элементы быта, раскрывающие характер помещика Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённость вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скупость. Бесхозяйственность Манилова открывается ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. Маниловка не многих могла заманить своим место положением. Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова: серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения.
Деревня Манилова Да и в самой деревне нигде не было растущего деревца или какой-нибудь зелени. В комнатах рядом с прекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов не занимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со временем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.
Прием Чичикова Сам Манилов при встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до приторности навязчиво. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Павел Иванович озадачивает Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой.
Отношение продаже мертвых душ Даже на вопрос Чичикова о том, много ли умерло за последние годы крестьян, Манилов не может даже сказать приблизительно. А желание Чичикова приобрести мертвые души вызывает у него изумление. Однако, он соглашается, узнав, что все законно.
Выводы Пустой праздный мечтатель и фантазер Манилов. Сам автор говорит о нем: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве.
Литература Н.В.Гоголь «Мертвые души» Википедия