Проблемы духовно- нравственного воспитания в семье и школе.
Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно- нравственного воспитания школьников
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.
Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию 2007 г. отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность». В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно- воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.
Нравственное, патриотическое, нравственно- патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в этот период и которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки). Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно- нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования.
На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного развития духовных качеств учащихся: - большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов обще дидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты, педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей. Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи: - помочь учащимся развить интеллектуальные, физические, духовные задатки; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие. И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию
1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев под влиянием вспомогательных средств обучения: фильмов, музыки, иллюстраций. 2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности. 3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. 4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир. Проводя мероприятие, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам. 5. Способности к нравственным поступкам. Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности в семье, формирование идеала крепкой семьи обсуждаются на уроках обществознания и православной культуры. Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России. Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».