Воспитательная система в УДОД Теоретический семинар
Цель: изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы ОУ. Задачи: 1) Познакомиться с понятием «Воспитательная система». 1) Познакомиться с понятием «Воспитательная система». 2) Изучить научно-методическую литературу по истории развития воспитательных систем. 2) Изучить научно-методическую литературу по истории развития воспитательных систем. 3) Выявить особенности основных компонентов воспитательной системы ОУ. 3) Выявить особенности основных компонентов воспитательной системы ОУ. 4) Изучить методику создания воспитательной системы и разработки её концепции. 4) Изучить методику создания воспитательной системы и разработки её концепции.
Воспитатательная система - это построение воспитательного процесса в соответствии с анализом, целью и задачами по соответствующему направлению при взаимодействии всех субъектов воспитания в плане реализации системы воспитания, в которую входят мероприятия, положенные в её основу. построение воспитательного процесса в соответствии с анализом, целью и задачами по соответствующему направлению при взаимодействии всех субъектов воспитания в плане реализации системы воспитания, в которую входят мероприятия, положенные в её основу.
ВС следует отличать от системы воспитания! В любом ОУ существует : Система воспитательной работы (организация воспитательной работы с детьми вне занятий); Система воспитательной работы (организация воспитательной работы с детьми вне занятий); Система методической работы; Система методической работы; Система занятий; Система занятий; Система повышения квалификации педагогов; Система повышения квалификации педагогов; Система управления образовательным учреждением Система управления образовательным учреждением
ВС – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: Исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); Исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); Деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; Деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; Субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; Субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; Отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; Отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; Среды, освоенной субъектами; Среды, освоенной субъектами; Управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Воспитательные системы Марии Монтессори спартанская Вальдорсфская педагогика Селестена Френе С.Т.Шацкого А.С.МакаренкоВ.А.КараковскогоС.Ю.Курганова ВС
ВС – развивающееся явление: создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется и умирает. Проходит четыре стадии: 1. Этап становления; 2. Этап стабильного развития; 3. Этап завершающий; 4. Этап обновления и перестройки системы. (на каждом этапе свои специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи)
Основные компоненты ВС Индивидуально-групповой Ценностно-ориентационный Функционально-деятельностный Диагностико-результативный Отношенческо-коммуникативный
Составляющие ВС 1. Краткая справка об ОУ. 2. Концепция воспитательной системы: - цели; - основные виды совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение данных целей; - отношения, складывающиеся между основными её субъектами; - характер взаимоотношений с окружающей средой; - особенности управления воспитательной системой.
Составляющие ВС 3. Подробное описание основных способов достижения целей воспитательной системы (сценарные разработки конкретных дел, акций, других мероприятий). 4. Управление ОУ как воспитательной системой: - планирование процесса воспитания; - организация работы педагогических кадров; - поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов; - контроль процесса воспитания. - контроль процесса воспитания.
Составляющие ВС 5. Приложения, которые могут содержать в себе: - должностные инструкции педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в ОУ; - планы работы педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в ОУ; - сценарные разработки наиболее важных дел, событий, акций, мероприятий или методические рекомендации к их проведению; - тесты диагностических опросников, используемых для осуществления контроля процесса воспитания.
Спасибо за внимание!