Вучкович Алла Александровна Директор Департамента управления персоналом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Взаимодействие ОАО «ОАК» с учебными заведениями профессионального образования Взаимодействие ОАО «ОАК» с учебными заведениями профессионального образования Авиационный персонал России 2010 Москва, 08 апреля 2010 года
2 В составе ОАО «ОАК»: 4 Конструкторских Бюро, 11 заводов, 3 Управляющих компании, 2 Лизинговые компании
План обеспечения подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием с учетом потребностей предприятий ОАО «ОАК» на годы Протокол совещания В.В. Путина, (от г., ВП-П7-19пр, п. 13), одобрен Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (протокол заседания от г., 1гриф, п.11) -разработаны и утверждены региональные программы по субъектам: Региональные программы привлечения и подготовки кадров на предприятиях авиастроительного комплекса на гг.: 3 Ульяновская обл. (ЗАО «Авиастар-СП») Воронежская обл. (ОАО «ВАСО») Республика Татарстан (ОАО «КАПО») Ростовская обл. (ОАО «ТАВИА»-ОАО «ТАНТК им.Г.М.Бериева») Нижегородская обл. (ОАО НАЗ «Сокол») Хабаровский край (ОАО «КнААПО») Новосибирская обл. (ОАО «НАПО») Иркутская обл. (ОАО «Корпорация «Иркут») а также: ОАО«Компания«Сухой» ОАО «РСК «МИГ» АК «ИЛ» ОАО «Туполев»
4 ПЛАН обеспечения подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием с учетом потребностей предприятий ОАО «ОАК» на годы I.Обеспечение организаций и предприятий ОАО «ОАК» специалистами с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. II.Разработка мероприятий по формированию системы непрерывного корпоративного обучения и повышения квалификации на предприятиях ОАО «ОАК» III.Организационные мероприятия по обеспечению предприятий ОАО «ОАК» специалистами с высшим, средним и начальным профессиональным образованием IV. Предложения по обеспечению финансирования мероприятий
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ 1.Анализ подготовки специалистов в профильных учебных заведениях 2.Разработка единых отраслевых профессиональных стандартов для предприятий отрасли 3.Участие в разработке и экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов профильных специальностей с учетом разработанных профессиональных стандартов и компетенций отрасли 4.Формирование учебных программ нового поколения для различных типов предприятий авиастроительной отрасли 5.Совершенствование системы профориентационной работы со школьниками и студентами 6.Взаимодействие с министерствами и ведомствами с целью поддержки профильных учебных заведений в интересах отрасли 5
6 КОМПЛЕКС ПРОФИЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Определены количественные и качественные потребности в молодых специалистах с высшим, средне-профессиональным и начально- профессиональным образованием на г. Учебным заведениям предоставлен доступ к данной информации. Определены профильные и сопряженные специальности высшего и среднего профессионального образования, а также профессии начального профессионального образования. Сформирован комплекс учебных заведений профессионального образования (ВПО- 78, НПО и СПО - 34 ). Проведен аудит учебных заведений (ВПО, СПО и НПО) с использованием автоматизированной интерактивной системы сбора данных. Доступ к следующей информации имеют все дочерние предприятия: -Специальности (данные по контингенту, квалификация и т.д.) -Профессорско-преподавательский состав -Научные направления/школы -Оборудование (обеспеченность учебного процесса) -Взаимодействие с предприятиями (практики, договора на подготовку и т.д.) РЕЗУЛЬТАТ: Определен конкретный перечень учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, в соответствии с заданными критериями
7 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Разработаны 5 профессиональных стандартов (Проектирование летательных аппаратов, БРЭО, Механические системы, Прочность, Постпродажное обслуживание) и утверждены в РСПП (август 2008 г.). Создан перечень (дерево) профессиональных стандартов авиастроительной отрасли, отражающий современные бизнес-процессы и технологии. РЕЗУЛЬТАТ: Наличие унифицированных требований к знаниям, умениям, квалификации специалистов авиастроительной отрасли.
8 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Участие в разработке и экспертизе образовательных стандартов (ВПО, СПО, НПО) 2007 – 2010 гг. Представители ОАК и предприятий включены в базовые Учебно-методические объединения (МАИ, МГТУ) для совместной работы по образовательным стандартам и по развитию системы подготовке специалистов для авиастроительной отрасли. Разработка таблиц соответствия профессиональных стандартов и образовательных стандартов авиастроительного профиля (2008 г.) Участие в работе Ассоциации Технических университетов России (члены Координационного совета). Актуализация существующих перечней профессий НПО и специальностей и направлений подготовки СПО, ВПО (2007 – 2009 гг.). РЕЗУЛЬТАТ: Влияние работодателя (ОАО «ОАК») на структуру и содержание образовательных программ в профильных учебных заведениях.
9 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Формирование программ профессионального образования в профильных учебных заведениях с учетом сильных сторон учебных заведений и разработанных образовательных и профессиональных стандартов. Разработка программ непрерывной подготовки специалистов НПО-СПО-ВПО с учетом потребностей предприятий авиастроительной отрасли. Введение дисциплины «Управление производством» в основные профильные СПО и ВПО РЕЗУЛЬТАТ: Создание учебных программ, отвечающих требованиям современного развития отрасли и технологиям.
10 СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Подготовка и организация Всероссийской профильной (отраслевой) олимпиады «Авиастроение и авиационная техника» системы специальных (профильных) соревнований с целью привлечения талантливой молодежи в отрасль Создание профильных классов. Воссоздание форм привлечения молодежи в отрасли: кружки, клубы, соревнования с привлечением отраслевых предприятий и профильных учебных заведений Разработка межрегиональной базы вакансий «Предприятие – учебное заведение профильного образования» для содействия трудоустройству выпускников и удовлетворению потребностей предприятий авиастроительной отрасли. РЕЗУЛЬТАТ: Повышение количества и качества абитуриентов, направляющихся в профильные учебные заведения, и в дальнейшем – в отрасль.
11 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МИНИСТЕРСТВАМИ, ВЕДОМСТВАМИ И АДМИНСТРАЦИЯМИ РЕГИОНОВ С ЦЕЛЬЮ ПОДДЕРЖКИ ПРОФИЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ИНТЕРЕСАХ ОТРАСЛИ Мониторинг реализации государственного плана для предприятий ОПК – ДЗО (цифры приема в профильные УЗ по приказу 180 от ) – 2008 – 2010 гг. Участие в конкурсной и экспертной комиссиях по отбору учебных заведений профессионального образования (Нацпроект «Образование», «Национальные исследовательские университеты»). Реализация совместных проектов ФЦП «Развития образования», НИР Минпромторга РФ Участие в мероприятиях (конференции, форумы, заседания рабочих групп и т.д.), проводимых министерствами и ведомствами по вопросам подготовки кадров для промышленности. Взаимодействие в соответствующими структурами администрациями регионов (Новосибирск, Казань, Ульяновск, Воронеж и др.) РЕЗУЛЬТАТ: Регулирование количества выделяемых целевых мест приема учебных заведений в интересах отрасли. Привлечение средств из Национальных проектов и Федеральных целевых программ в интересах предприятий отрасли.
12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!