Тема: «Развитие познавательного интереса и творческой активности школьников при изучении русского языка и литературы через деятельностный подход»
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Древнекитайская мудрость
Гипотеза: развитие познавательного интереса и творческой активности школьников проходит наиболее эффективно, если при преподавании русского языка и литературы используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода (проектное обучение, проблемное обучение, технология группового способа обучения) и развивающие познавательный и творческий интерес школьников. Это и определило цель моей дальнейшей педагогической деятельности – развитие познавательного интереса и творческой активности школьников через использование деятельностного подхода.
Задачи Использовать проблемное обучение на уроках через выполнение нестандартных заданий, проведение нестандартных уроков Выполнять практические задания, включающие элементы исследования; творческие задания Использовать ИКТ в разных ситуациях и на разных этапах урока. Использовать в своей работе метод проектной деятельности
Методологическая основа опыта Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина и развитый в трудах В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и других, является законченной теорией учения, признанной в мире. Деятельностный подход предполагает «использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности», - писал академик А.Н. Леонтьев.
I.Реализация первой задачи: использование проблемного обучение на уроках через выполнение нестандартных заданий, проведение нестандартных уроков нестандартные формы уроков: уроки-семинары, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, уроки – встречи с курганскими поэтами и писателями. Театрализованные уроки
Урок- семинар Урок – исследование уроки – встречи с курганскими поэтами и писателями. Театрализованный урок
Нестандартные задания Орфографическое домино, фото диктанты, грамматическая мозаика, грамматические задачи, индивидуальные задания с использованием карточек, схем, перфокарт; необычные условия работы: расследования, фантастические ситуации; красочная наглядность, рифмовки, презентации - вот небольшой перечень путей к одной цели- качественное образование
Реализация второй задачи: выполнение практических заданий, включающих элементы исследования Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. Сухомлинский В.А.
Использование электронных презентаций электронное тестирование Электронные предметные коллекции экранизаций литературных произведений Аудиозаписи Видеоролики работа с образовательными ресурсами в сети Интернет работа с электронным дневником Реализация третьей задачи: использование информационно – коммуникационных технологий в разных ситуациях и на разных этапах урока.
Реализация четвёртой задачи: обучение на основе проектной деятельности Информационный проект Творческий Исследовательский проект
Результативность
Мои достижения 2006 год участие в городском конкурсе рабочих программ - II место 2007 год – открытый урок для слушателей курсов ИПКиПРО по теме « Современный урок русского языка» 2008 год - открытый урок для слушателей курсов ИПКиПРО по теме «Развитие познавательной активности на уроках русского языка» 2009 год – открытый урок для директоров школ по теме «Легенды и мифы Древней Греции» 2010 год – выступление на семинаре слушателей курсов ИПКиПРО по теме «Создание ситуации успеха на уроках русского языка.
Моя гордость 2008 год выступление моей ученицы на городской НПК 5 место 2009 выступление моей ученицы на городской НПК 6 место 2010 год на городской олимпиаде по литературе моя ученица заняла 5 место В 2010 году моя ученица Иванова Алёна заняла II место в областном конкурсе «Молодая литература Зауралья», у неё уже есть опубликованный сборник. Другая ученица – Дерягина Анна– тоже номинант этого конкурса год на городской олимпиаде по литературе моя ученица заняла 3 место