М.А.Булгаков о добре и зле в романе в романе «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ18 города Белгорода МОУ СОШ18 города Белгорода Бунина Т.А.
Цели и задачи 1. Расширить знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова. 2. Познакомить с философией писателя по поводу зла и добра в романе «Мастер и Маргарита». 3. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы.
Каким должен быть истинный гений? Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. Услышать будущего зов. (Б.Пастернак). (Б.Пастернак).
Знакомство с миром М.А.Булгакова. Скажите, где прошло Ваше детство? Какие традиции господствовали в Вашем доме? Какое образование Вы получили? Как Первая мировая война повлияла на Вашу жизнь? Каким образом Вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? Каким образом Вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? Как Вы отнеслись к революции и Гражданской войне?
Автор о себе и о времени Где Вы оказались во время революции? Когда Вы поняли окончательно, что Ваше призвание- литература, что Вы будете писателем? Что глобально перевернуло Вашу жизнь? Что глобально перевернуло Вашу жизнь? Какие шаги Вы предприняли, чтобы защитить себя? У Вас много произведений. Какую из своих книг Вы считаете главной в своей жизни? Кому Вы посвятили этот роман? Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи? Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи?
Роман «Мастер и Маргарита»- попытка разгадать тайну человеческой души
«Рукописи не горят» (латинская пословица)
Композиция романа Два Два временных пространства временных пространства 1. Москва 30-х годов xx века. 2. Ершалаим в 30 –х годах I века н. э. Реальное и нереальное измерение 1. Реальные люди 2. Свита станы.
Соотношение героев Ершалаим 1 в. н.э. 30-е годы Иешуа Иешуа Понтий Пилат Понтий Пилат Левий Матфей Левий Матфей Москва 20 в.н.э. 30-е годы. Мастер Мастер Волонд Волонд Иван Бездомный
Времена не выбирают Москва 30-х годов. Политика Политика Тоталитарное государство. Вся власть сосредоточена в руках одного человека. Государственный аппарат находится в Москве. Съезды партии с двенадцатого проходят в этом городе.
Времена не выбирают Москва 30-х годов. Экономика. Экономика. Бурное развитие. Знаменитый автозавод ЗИЛ. Строительство метро в 1935 году. Сносят Храм Христа Спасителя.
Времена не выбирают Москва 30-х годов. Культура Культура Театр Мейерхольда, Вахтангова, Камерный театр Таирова. Писатели: Шолохов, Бабель, Мандельштам, Ахматова, Пастернак.
Времена не выбирают Иерусалим (Ершалаим) 30-х годов I в н. э. Тоталитарное государство. Римская провинция, древняя столиц Иудейского государства, управляется наместником - прокуратором Римской Империи Ожидание мессии.
Философия романа «Мастер и Маргарита» Любовь Преданность и предательство Добро и зло Вера и безверие Личность и власть
Патриаршие пруды- неслучайное место действия… За что наказан Берлиоз?
Библейский Иисус и булгаковский Иешуа. Библия Библия Сын Божий, 33 года. Мать –Мария,Отец - плотник Иосиф. Имеет 12 учеников- апостолов. Популярен в народе; торжественная встреча при в езде в Иерусалим на ослике. Нагорная проповедь. Погребение Христа и его воскрешение на третий день.. Иуда повесился. Иуда повесился. Чудеса Божественного происхождения. Роман «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» Иешуа –Га-Ноцри 27 лет. Родителей не помнит. Отец,может быть, бродяга- сириец. 1 ученик Левий Матвей. В городе его никто не знает. Тело Иешуа похитил Левий Матвей. Иуда убит по приказу Понтия Пилата. Врач, философ избавляет от головной боли Понтия Пилата земным словом.
Понтий Пилат-главный герой романа Мастера Почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата? Как Понтий Пилат относится к Иешуа? Как Понтий Пилат относится к Иешуа? Почему же всё-таки Пилат приказывает казнить Иешуа? Как Понтий Пилат чувствует себя после казни Иешуа?
Причины появления Волонда в Москве. Как вы считает, почему Воланд появляется в Москве? Что происходит в варьете? Как же изменились люди? Как же изменились люди? Почему Воланд говорит эту фразу? Но есть ли в городе другие люди?
Мастер Пережив предательство, потеряв дом и рассудок, он остается Человеком в полном смысле этого слова.
Маргарита Маргарита На что способна Маргарита ради любви? Почему именно её Воланд выбирать королевой бала?
В чем смертные Мастер и Маргарита превосходят власть имущих? История Фриды(Маргарита дарует грешнице прощение) Мастер и Понтий Пилат.(Мастер помогает прокуратору примириться с нищим философом) Мастер и Понтий Пилат.(Мастер помогает прокуратору примириться с нищим философом)
Миссия Волонда -установить справедливость. Наказать: Наказать: догматика Берлиоза; предателя Алоиза Могарыча; трусов; трусов; доносчиков (барон М.) доносчиков (барон М.) Почему же Мастер достоин «покоя, но не света»? Почему же Мастер достоин «покоя, но не света»? он успокоился, он успокоился, он не отказался от земной любви, он мечтал о свободе, а покой здесь – это свобода для Мастера.
романа? Осмысление урока. Разгадана ли тайна романа? Что я понял, прочитав роман? Что я понял, прочитав роман? Добро и зло в романе? На уроке я повторил то, что……… Мне понравилось то, что.. Мне понравилось то, что.. Сегодня я узнал то, Сегодня я узнал то, что…………. что………….