Психолого- педагогическая поддержка процесса выбора профиля Профильная ориентация 9-е классы
Цель профильной ориентации Оказание учащимся психолого- педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения
Основные вопросы темы ПО - компонент предпрофильной подготовки учащихся Подготовка к выбору профиля Аспекты предпрофильной подготовки Ответственные за организацию информационной работы Элективные курсы Диагностические процедуры Личность в ситуации выбора
Основные понятия Профиль Профильное обучение Профильная школа Базовые общеобразовательные предметы Профильные общеобразовательные предметы Элективные курсы
ПО – компонент предпрофильной подготовки учащихся Идея проста и понятна: прежде чем определиться с выбором профессии ученику необходимо понять: чем бы он хотел заниматься всю свою жизнь. На этот вопрос многие ученики дают вполне определенный ответ, но не мало и таких, кто затрудняется назвать даже приблизительно сферу своей будущей деятельности. Успешность самоопределения часто зависит не только от «ХОЧУ», но и от реального «МОГУ».
Презентация «образовательной карты» территории Общее знакомство учащихся с типами учреждений Ограничения и риски связанные с ПО Яркие биографии, примеры профессионального успеха Предварительная диагностика интересов Содержание, формы и методы пропедевтического этапа ПО
Методы деятельности Собеседование Реальные и виртуальные экскурсии Просмотр видеофильмов Самостоятельная работа с информацией Дни открытых дверей Встречи с людьми профессии, которых востребованы в регионе Анкетирование, тестирование, консультации
Резюме. Пропедевтический этап позволяет: Дифференцировать массив учащихся с учетом их «ХОЧУ». Сформировать муниципальный «пакет» профилей. Заложить навыки социального и культурного самоопределения. Сгладить противоречие между «хочу» и «могу».
Основной этап (обучение в 9 классе) Содержание: 1. Моделирование видов образовательной деятельности. 2. Обучение способам принятия решений. 3. Выбор индивидуального маршрута ПП. 4. Анализ образовательных ситуаций. 5. Диагностика, самодиагностика. 6. Пробы выбора профиля обучения.
ПРОФИЛЬ Комбинация базовых, профильных и элективных курсов отвечающих общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки
Профильное обучение Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся
Профильная школа Форма реализации профильного обучения. Базовые общеобразовательные предметы Предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения (математика, история, языки)
Профильные общеобразовательные предметы Предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения
Элективные курсы Курсы по выбору учащихся, обязательные для посещения, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы
Пример организации естественно-математического профиля (ЕМП) Базовые общеобразовательные предметы Профильные общеобразовательные предметы Курсы по выбору
Базовые общеобразовательные предметы Русский язык и литература (6 ч) Иностранный язык (6 ч) История (4 ч) Обществоведение (4 ч) Физическая культура (6 ч)
Профильные общеобразовательные предметы Математика (базовый общеобразовательный и профильный курс) [12 ч] Физика [8 ч] Химия [6 ч] География [4 ч] Биология [6 ч]
Элективные курсы (3 курса на выбор) 5-6 курсов предлагаемых школой (12 ч) Учебные практики проекты исследовательская деятельность не менее 70 ч за 2 года обучения
Образец программы элективного курса Такая разная информатика (12 ч)
Главная цель курса дать ученикам практические навыки работы с информацией, которые способствуют развитию их теоретического мышления
Основные задачи курса формирование образного и теоретического мышления формирование умения ориентироваться в информационных потоках развитие навыков анализа и самоанализа формирование умения планировать свою деятельность
ТЕМЫ КУРСОВ ТЕМА 1 Информатизация общества и ее основные черты. Информация: виды, свойства, способы получения, хранения, передачи. Текст как основной вид информации. Информация на бумажных и электронных носителях (сравнительная характеристика). Основные виды документов. Терминология. (2 ч.)
ТЕМА 2 Схема деятельности и ее компоненты: потребность, мотив, цель, результат, коррекция результата. Виды деятельности. Виды деятельности, связанные с получением, хранением и обработкой информации. Схема анализа. Целеполагание, анализ, рефлексия как надпредметные знания. (3 часа). Перечислите свои последующие действия
ТЕМА 3 Твоя родословная. Понятие родословной: поколение, потомки, предки. Родословное древо. Традиции семьи: наследственное имя, семейные праздники, предания, истории. Отношение к родословным в России. Родословная А.С. Пушкина.Родословная Петра I. Способы получения информации для построения родословного древа. (2 ч.)
ТЕМА 4 Практическая работа с текстовой информацией. Словари и справочники. Методы работы со справочной литературой на различных видах носителей. Способы работы с библиотечными каталогами. Выстраивание алгоритмов поиска различной информации. (3 ч.)
ТЕМА 5 Тесты и работа с ними. Подведение итогов. (2 ч)
Следующие шаги Перечислите все действия, которые должны совершить слушатели Перечислите свои последующие действия