Обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений» Учитель химии МОУ ССОШ Жигачева О.И.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений Задачи: Обучающие: закрепить знания учащихся о классификации основных классов неорганических соединений и умения давать названия веществам. Развивающие: развивать химическую зоркость уч-ся, находить логические связи между названием вещества и его химической формулой. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, умения работать в коллективе. Здоровьесберегающие: соблюдать правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Загадка 1. Два элемента в них всего- Кислород важней всего.
1. Известно ли вам, дети, какие есть оксиды на планете? У оксидов пристрастия разные: то кислоты им нравятся праздные, то к воде их душа склоняется скажите, как они называются? 2. А эти спешат к основаниям, растворимые, очень желанные, но с водой дружбу водят не все, ж, поверь. Назовите оксиды теперь. 3. Бывает двойственный оксид, он, позабыв и честь, и стыд, то к сильной кислоте спешит, то где-то щелочь сторожит, и тем и другим поклоняется. Как такой оксид называется?
Оксид 10 баллов. Найти оксиды и распределить их по группам. Дать названия. А1(0Н)3, СО2, Mn2O7, HNO3, H2Si03, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, A1(OH)2C1, NaHCO3, KC1, N2O5, H3PO4, H2SO4, H2S
Оксид 20 баллов. Вопрос: Соотнесите название и степень окисления атома химического элемента 1) железо +3; 2) хлор -1; 3) сера +6 и формулы соединений а) SO2; б) FeO; в) SO3; г) HCl; д) Fe2O3; е) Cl2O7
Оксид 30 баллов. Вопрос: кварцевый песок, кремнезём, горный хрусталь, агат, опал, яшма, глина. Что объединяет все эти вещества?
Загадка 2. Группы атомов о-аш - Очень важный признак наш, «Фенолфталеиновый» в нас Становится малиновым.
Основание 10 баллов Найти основания и распределите их по группам. Дать названия. А1(0Н)3, СО2, Mn2O7, HNO3, H2Si03, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, A1(OH)2C1, NaHCO3, KC1, N2O5, H3PO4, H2SO4, H2S
Основание 20 баллов. «Третий лишний». Найдите лишнее в каждом ряду. 1)LiOH, Cu(OH)2, Ba(OH)2 2) Fe(OH)3, Zn(OH)2, NaOH 3) Al(OH)3, Fe(OH)3, KOH. Объясните результаты
Основание Практическое задание (30 баллов) Изучим свойства оснований поскорей. Начнем эксперимент со щелочей. Сольем сначала щелочь с кислотой, из них получим только соль с водой. Провести реакцию нейтрализации едкого натрия с серной кислотой и записать уравнение реакции в тетрадях. А если с солью щелочь взять, получатся другая соль и основание опять. Теперь возьмем оксид кислотный И растворимый гидроксид, И под водой на дне стакана Очередная соль лежит. Выполнить эксперимент. Получить углекислый газ и пропустить через него раствор гидроксида кальция. Взять любой нерастворимый гидроксид, который с кислотой любезничать спешит, а в результате соль с водою.
Загадка 3. Водород в состав их входит, За собой остаток водит, Они кислые на вкус Их ……………. зовут.
Кислота 10 баллов. Найти основания и распределите их на группы. Дать названия. А1(0Н)3, СО2, Mn2O7, HNO3, H2Si03, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, A1(OH)2C1, NaHCO3, KC1, N2O5, H3PO4, H2SO4, H2S
Кислота 20 баллов. Вопрос: соотнесите формулу кислоты 1) H2SO4, 2) HNO3, 3) H2CO3 и оксида химического элемента, соответствующего кислоте а) CO, б) SO2, в) SO3, г) N2O5, д) CO2, е) N2O3. Объясните результаты.
Кислота Записать уравнения реакции.(30 баллов) Кислота, кроме азотной, И металл до водорода, Образуют соль охотно И, конечно, водород. Кислота и основание Образуют соль и воду. Именно вот это свойство Взяли все кислоты в моду. В кислоту внесешь оксид ты Настоящего металла, Без сомненья, соль и воду Ты получишь, если надо.
Загадка 4. Металл и кислотный остаток В них дружно живут, Эти вещества ……..зовут.
Соль 10 баллов. Найти основания и распределите их на группы. Дать названия. А1(0Н)3, СО2, Mn2O7, HNO3, H2Si03, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, A1(OH)2C1, NaHCO3, KC1, N2O5, H3PO4, H2SO4, H2S
Соль 20 баллов. Вопрос: Найдите потерявшихся родственников: KNO3, MnCl2, Ca3(PO4)2, AlCl3, CaCO3, Fe(NO3)3, Na3PO4, K2CO3. Ответ поясните.
Соль 30 баллов. Реши задачу: При взаимодействии 5г оксида кальция с оксидом углерода (IV) была получена соль. Какова масса полученной соли?
Итог урока баллы 1 к. 2 к. 3 к. 4 к. 5 к. Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех» Генри Форд
Домашние задание: повторить тему: «Основные классы неорганических веществ». Письменно: из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений и запишите уравнения реакций. 1 вариант. Na, BaSО4, SO2, Ba, КCI, PbO, ZnSO4, Ba(OH)2, CO2, BaO. 2 вариант. NaNO3, P 2O5, PbCI2, H 2SO4, K 3PO4, CuO, H 3PO4, Fe, CaO, P.
Рефлексия Понравился ли вам урок? Какие трудности вы испытали? Каковы ваши пожелания учителю и друг другу? Поднимите руки, если вы с этим утверждением согласны: 1-мне было комфортно на уроке; 2-я получил ответы на все интересующие меня вопросы
Ну что ж? Закончился урок. Пускай пойдёт он нам всем впрок. Посев научный же на почве плодородной Всегда взойдёт для жатвы всенародной.