Роль педагога в процессе социализации учащихся
Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни. Что такое социализация
«Концепция модернизации российского образования» определила цели образования на современном этапе. В ней подчеркивается, что главной целью школы является слияние процесса обучения и воспитания в единый процесс развития личности школьника, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Формировать КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, определяющие современное качество образования: целостную систему универсальных знаний, умений и навыков стремление к самостоятельной деятельности и личной ответственности
При таком (компетентностном) подходе меняется роль учителя: он становится квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и постижения нового. Тем самым он становится ОРГАНИЗАТОРОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Успешность этого процесса во многом зависит от эффективности педагогической деятельности в данном направлении. Осуществить это в полной мере может только педагог – мастер.
Педагогическая деятельность сознательно направлена на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями, то есть успешную социализацию и адаптацию личности ребенка.
В современных условиях меняется не только роль учителя в учебном процессе. Изменяется акцент учебного процесса: он переносится на уровень достижений ученика через систему «проб» разных видов деятельности, чтобы быть успешным как на внутреннем (школьном), так и внешнем (общественном) рынке.
Привить необходимые в жизни навыки, дать возможность проявить свои навыки, способности и склонности к определенным видам труда для обоснованного выбора профессии. Формировать у учащихся умение учиться: самостоятельно находить информацию, использовать полученные знания и приводить в систему старые, создавать на основе знаний, умений и навыков новое, творить, изобретать, исследовать. Помочь учащимся осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение; с помощью новых методик корректировать цели дальнейшей деятельности, свой образовательный путь.
Педагог призван таким образом организовать деятельность учащегося, что наряду с учительским контролем формируется самоконтроль и самооценка, становится значимой экспертная оценка результатов учебной деятельности ( газеты, викторины, спектакли, которые оцениваются участниками, зрителями, результаты исследований, различного рода презентации проектов); при этом важна не только оценка проявленных знаний и умений, но и перспективы социальной успешности учеников, их востребованность в обществе.
Новые взгляды на суть взаимодействия учителя и ученика, роли учителя в становлении личности ребенка влекут за собой использование новых форм учебной работы: проектные, исследовательские и дискуссионные способы организации учебной деятельности. Проектный способ построения учебной деятельности выражает тенденцию создавать в организованном образовании условия, близкие к естественным. Педагог в большей степени проектирует образовательную среду, формирует ее более насыщенной, чем в традиционной методике. Педагог организует совместную творческую деятельность, совместный поиск ответов на возникающие вопросы, умственный натиск, мозговой штурм.
Указанные методики позволяют в процессе деятельности создать атмосферу доверия и принятия каждого человека таким, каков он есть. Ученики перестают настороженно относиться друг к другу и открывают свое истинное лицо. Такого рода взаимодействие дает ощущение свободы и естественности. Одновременно у многих участников происходит значительное позитивное изменение свойств личности, и процесс образования резко ускоряется.
ученики учатся на собственном опыте и имеют дело с реальными проблемами, с которыми им придется столкнуться в будущем; формируется и умение работать в группе, терпимо относиться к мнению других, уважать их точку зрения; развитие индивидуальной культуры осуществляется в русле культуры данной образовательной среды; усвоение знаний осуществляется в таком темпе и последовательности, который приемлем для каждого учащегося; движущей силой усвоения знаний является познавательный интерес и желание реализовать себя.
Ведущую роль в формировании социального опыта учащихся играет внеклассная работа по литературе
Актуальными и наиболее адекватными считаются рейтинговые, накопительные системы оценивания, создание портфолио («портфеля достижений») как инструмента для предоставления учеником себя и своих достижений вне школы. Кроме того, выдвигается множество планок в возможном поле достижений учащегося. В конечном итоге при компетентностном подходе ученик – субъект собственного развития, сам ответственен за свое продвижение.
Так называемые педагогические способности характеризуют как умственную, так и эмоционально-волевую сторону личности. Используя данные психологических и педагогических исследований, можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических способностей.
Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность это технология труда, педагогическое общение его климат и атмосфера, а личность ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Педагогическая деятельность это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения, развития, подготовки к жизни учащихся (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая).
высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, культуре и к нравственным ценностям - цель каждого педагога.
. – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Целенаправленное оказание учителем социально- психологической помощи, создание благоприятного микроклимата и микросоциума, в которых развивается ученик
. Учитель для формирования социального опыта учащихся должен использовать Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование. Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения. Оптимизация его социального поведения
Теперь для того, чтобы достичь успеха в жизни, мало ЗНАТЬ - нужно УМЕТЬ: уметь самостоятельно думать, изобретать, творить, находить оптимальные решения там, где "правильных" ответов нет и быть не может, и не бояться брать на себя ответственность за все, что делаешь. Нужно быть личностью, целеустремленной и творческой.
«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
1. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.; Высшая школа, 1990 С. 6