диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Козлова Т.В. Научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент Альханакта В.В.
Актуальность темы Актуальность темы обусловлена особым местом, которое занимает экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды в системе «природа - общество - производство», экономическими преобразованиями, происходящими в Республике Беларусь в связи с развитием рыночных отношений, стремлением общества обеспечить экологическую безопасность и сохранить природно-ресурсный потенциал страны. Цель работы Цель работы - показать в комплексе методологическое и нормативно-методическое обеспечение формирования, развития и возможные направления совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в условиях осуществления рыночных реформ.
Объект исследования – Объект исследования – совокупность инструментов экологической политики Предмет исследования – Предмет исследования – механизмы экономического стимулирования рационального природопользования
Необходимость сочетания различных инструментов эколого-экономического регулирования (административных и рыночных) для проведения эффективной экологической политики.
Важнейшим вопросом для экологизации экономики, перехода к устойчивому типу развития является вопрос о механизмах реализации эколого ориентированного развития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма рационального природопользования, под которым понимается совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природой.
прямого эколого- экономического регулирования Наиболее известными инструментами прямого эколого- экономического регулирования являются: моральное осуждение; экологические стандарты и нормативы. косвенного эколого-экономического регулирования К инструментам косвенного эколого-экономического регулирования относят: рынок прав на загрязнение окружающей среды; кредитные инструменты; налоговые инструменты; государственные субсидии; инструменты системы страхования.
Применение механизма рынка прав на загрязнение создаст материальную заинтересованность предприятий в вопросах экологизации хозяйственной деятельности. Как уже упоминалось ранее, Беларусь является страной-участницей Киотского протокола, с 1 января 2013 года она сможет присоединиться к экономическим механизмам данного соглашения. Однако, чтобы эффективно принимать участие в международной торговле выбросами парниковых газов, необходимо разработать и внедрить данный механизм первоначально в масштабах республики.
Страхование Страхование рисков загрязнения окружающей среды гарантирует доступность страховых фондов как для компенсации убытков от загрязнения окружающей среды, так и для решения существующих экологических проблем.
налогами Стимулироваться налогами должен и подход к осуществлению мер, направленных на замкнутость производственных циклов, когда вторичное использование и переработка товаров до тех пор, пока существует хоть малейшая выгода для окружающей среды, по возможности это необходимо осуществлять с сохранением формы товара или ресурса
экологическое предпринимательство. Еще одним направлением формирования эффективного механизма природопользования в нашей стране может стать экологическое предпринимательство. рынке органического земледелия. Беларусь, благодаря своим благоприятным природно- климатическим условиям, имеет большие перспективы на рынке органического земледелия.
Большие перспективы открываются перед рынком экологических услуг, который в Беларуси только начинает развиваться. Одним из первых экологические услуги стал осваивать Барановичский экологический союз, оказывающий платные услуги предприятиям по оформлению экологических паспортов, расчету вредных выбросов для определения суммы экологического налога, дающий консультации предпринимателям по экологическим вопросам.
Меры по совершенствованию экономического механизма природопользования в нашей стране: совершенствование законодательной базы в области рационального природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение открытости, достоверности и своевременности экологической информации по вопросам состояния окружающей среды, ее охраны и использования природных ресурсов и развитие системы информирования в этой области; имущественная ответственность предприятий за ущерб, причиняемый их деятельностью; разработка институциональных основ для использования механизма рынка прав на загрязнение; развитие таких перспективных направлений деятельности, как экологическое страхование, экологическое предпринимательство, экотуризм; развитие и распространение среди населения парадигм экологического мышления и экологического образования, подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области.
Практическое использование предлагаемых мероприятий позволит более полно учитывать экологические требования при принятии управленческих решений. В целом, эколого- экономическое регулирование должно обеспечить баланс интересов государства, субъектов хозяйствования и отдельных граждан и быть направленным на реализацию целей и задач устойчивого развития общества, не создавая препятствий для развития экономики страны.
«Согласие с природой означает вечное» Лао-Изн, китайский мудрец