ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ заседание педагогического совета ФСПО Зам. декана ФСПО по УР О.В. Лосева
Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет - это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. А. Н Леонтьев
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им - чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
К внутренним мотивам относятся: собственное развитие в процессе учения; собственное развитие в процессе учения; действие с другими и для других; действие с другими и для других; познание нового, неизвестного. познание нового, неизвестного.
Такие мотивы, -понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, -процесс учения как возможность общения, -похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
Еще более насыщены внешними моментами следующие мотивы: учеба как вынужденное поведение; учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. стремление оказаться в центре внимания.
Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах -учебы ради материального вознаграждения - избежание неудач.
Одной из основных задач преподавателя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса мотивации учения.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: студента побуждает учиться мотивы, связанные с содержанием учения: студента побуждает учиться стремление узнать новые факты, стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, овладеть знаниями, способами действий, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. д.; проникнуть в суть явлений и т. д.;
мотивы, связанные с самим процессом учения: студента побуждает учиться мотивы, связанные с самим процессом учения: студента побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, преодолевать препятствия в процессе решения задач, то есть его увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. а не только получаемые результаты.
2. Мотивы, связанные с mem, что лежит вне самой учебной деятельности: широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, группой, преподавателем, родителями мотивы долга и ответственности перед обществом, группой, преподавателем, родителями мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) Мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения) Мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения)
узко личностные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым студентом, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны преподавателей, родителей, одногруппников (мотивация избежания неприятностей).
Учебное заведение перестает быть для подростка центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребенка к учению раньше - интерес к пребыванию в школе, к результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности, уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям нового учебного заведения и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.
Ряд обстоятельств может объяснить это снижение интереса к учению у подростков. 1)Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности. Но такие виды деятельности бывают мало представлены в учебном заведении, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет - и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем учебные занятия.
2) отношение подростка к учению никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками.
3) Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если: -преподаватели используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения; -когда преобладает традиционная структура занятия (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом); -когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»; -изучение нового материала приходится нередко на вторую половину учебного занятия и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников; -как основной вид контроля - система случайных вызовов; - требования, предъявляемые преподавателем к обучающимся, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям.
4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку преподавателя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать подробные объяснения, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на занятии, любят, когда преподаватель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счете, к управлению ими, если его этому научить.
5) Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность подростков, готовность их включаться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия недостаточно используются, не всегда преподаватели умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе - способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.
6) и ещё одна из причин снижения интереса к учебному заведению – подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.
Позиция « » 1. Составьте список из 5-10 действий, которые преподаватель должен совершить на уроке для повышения мотивации студентов и их желания учиться. 1) ________ 2) ________ 3) ________ 2. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор. - Уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе. - Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе). - Ситуация успеха. - Интерес к изучаемому предмету. - Знание результатов. - Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться). 3. Приведите примеры высказываний преподавателя, стимулирующих учебную деятельность студентов.
Преподаватель спрашивает у студента домашнее задание. Однако студент не готов, говорит, что материал не понял. Ваши действия.
Вы вызвали родителей по вопросу успеваемости одного из Ваших студентов. При беседе родители Вам заявляют, что программу уже не помнят, а в колледже объясняют плохо, поэтому у ребенка возникают проблемы в учении. Ваши действия.
Вы предложили одному из лучших студентов, успевающих по Вашему предмету, принять участие в олимпиаде (конференции), однако он отказался. Ваши действия.