ГОУСПО им.Н.А.НЕКРАСОВА. Адрес: ул.Кубинская, д.32 Раздел: «Музыкальная литература». Тема: «Иоганн Штраус – КОРОЛЬ ВАЛЬСОВ». Автор: Золотарёва Ольга Владимировна.
Старая Вена
Вена в течение столетия (с середины 18 в.) была столицей европейской музыки. С этим городом связаны имена таких композиторов как Моцарт, Гайдн, Шуберт, Бетховен, Брамс, Кальман, Легран и др. И, естественно, наверно, самый любимый всеми венцами – Иоганн Штраус.
И.Штраус (сын) вошёл в историю музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил звание «КОРОЛЯ ВАЛЬСОВ». В отличие от распространённых тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение.
Отец, известный композитор и дирижёр Иоганн Штраус, ведущий венский танцевальный дирижёр на балах, гастролирующий в Берлине, Лейпциге, Дрездене, проведший 72 концерта в Лондоне, хотел, чтобы его сын пошёл по коммерческой линии, но сын решил идти по стопам отца. Он тайком от него обучался игре на скрипке и композиции и весьма в этом преуспел. В 19 лет И.Штраус собрал небольшой оркестр и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики сенсацией – все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.
Они и в самом деле соперничали, хотя отец по – прежнему играл на светских балах и при дворе, а сын – лишь в одном кафе и в казино.
Однако, когда отец в 1849 г. умирает, знаменитый оркестр Штрауса-отца избрал Штрауса – сына своим дирижёром. В 1849 г. Он уже играл при дворе молодого императора.
Летом 1854 г. И.Штрауса пригласили выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина.
В мае 1856 г. Начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи.
В России И.Штраус пережил сильное душевное волнение – любовь к Ольге Смернитской – весьма образованной, владеющей немецким и французским языками, даже сочиняющей музыку на стихи Пушкина. Штраус включал в свои концерты её романс «Первая любовь». Она была его музой, его большой любовью в России, но, к сожалению, браком она не закончилась.
После 1870 г. Штраус обратился к жанру оперетты. За первыми опытами в данном жанре – «Индиго и сорок разбойников» и «Римский карнавал» последовал непревзойдённый шедевр – «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ» -типично венская оперетта, где царит любовь, добродушный юмор и танцевальные ритмы – чардаш, польки и, конечно, вальс. «Летучая мышь» стала вершиной жанра оперетты, мелодии её звучат по всему миру.
Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу. В 1872 г.он дирижировал четырьмя оркестрами в Нью-Йорке и четырнадцатью – в Бостоне, а так же исполнил «Голубой Дунай» с 20-тысячным оркестром и хором. 50-тилетие со дня первого выступления Штрауса отмечалось всей Веной; приветствия прислали Бисмарк, Верди, Леонкавалло, другие известные люди.
Штраус умер 3 июля 1889 г.и был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилой И.Брамса и напротив могилы Ф.Шуберта.
Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, проявленная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой – таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса.