Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время
«Здоровье является ценностью, которую люди обнаруживают только после того, как его теряют» М.А. Амосов
Актуальность темы определяется двумя причинами: определяется двумя причинами: во – первых, это общепризнанная значимость здоровья людей; во - вторых, неблагоприятное влияние системы общего образования на здоровье всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей учащихся.
Положения нормативно – правовых актов: 1) Пункт 1 статья 2 Закона Российской Федерации об образовании, в котором излагается ряд принципов, утверждающих гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития человека, что естественно, должно быть обязательным для любой системы образования;
2) Положение из раздела 1.3 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, по которому выпускник, получивший специальность учитель, должен обеспечить охрану жизни и здоровья, учащихся в образовательном процессе.
Современное общество в нашей стране изменилось в социальном плане. Последнее десятилетие проходило под знаком социальной дезадаптации молодежи. Свидетельством тому является рост числа правонарушений, уровня алкоголизации, наркотизации и количество суицидов среди подростков и молодежи, аборты, психические заболевания, бродяжничество, брошенные дети.
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное уровнем специальных знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, физической культурой, социально – духовными ценностями, приобретенными в результате воспитания и самовоспитания
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время реализуется нами на основе личностно – ориентированного и деятельностного подходов, которые предполагают активность обучающихся. На наш взгляд, очень важным является воспитание у школьников ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Предмет «Биология» ориентирует школьника не только на усвоение знаний, об основных направлениях взаимодействия человека самим с собой, с другими людьми и окружающим миром, но и на применение их на практике. Заботиться о растениях, животных, о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия какой – либо деятельности для собственного организма и окружающей среды. Кроме того, уроки биологии позволят выпускникам в дальнейшем выборе профессии врача, психолога, эколога, ветеринара.
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках биологии осуществляется через современные образовательные технологии: критического мышления и проблемного обучения; проектную деятельность учащихся, элективные курсы
На уроках биологии используется проектная деятельность учащихся Наиболее интересные и содержательные проекты учащиеся защищают на школьном фестивале парада проектов. Например: «На что может повлиять высота каблука», «Как питаться сегодня, чтобы быть здоровым завтра», «Влияние компьютера на человека»
На что может влиять высота каблука ?
Работа Бураева Роя, Ученика 10 «В», МАОУ «СОШ 42»
Как питаться сегодня, чтобы жить и быть здоровыми завтра?! Авторы: ученики 9 класса Попов М, Олейник Л. г. Петропавловск-Камчатский 2011 г. МБОУ «Средняя школа 42 »
Куренье – яд! Куренье-вред! Здоровья нет – и ты скелет! Авторы: Лякишева Дарья, Мальцева Влада, ученицы 10 В класса МАОУ «СОШ 42»
Зачетный проект по биологии на тему: «Влияние энергетических напитков, на организм человека» Работу выполнили: ученицы 10 «А» класса МАОУ «СОШ 42» Халява Анна, Субботина Алёна
Инновационное развития страны требует здоровье всех членов общества, для формирования у них инновационного мышления. Наша школа первая в Камчатском крае приступила к апробации пособия С.Л. Лескова «Живая инновация. Мышление 21 века». На основании материалов пособия ведется элективный курс «Человек и его здоровье», некоторые материалы так же используются на уроках
С 2000 года в нашей школе создана волонтерская команда «Анти – СПИД». Совместно с «Камчатским краевым центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» мы проводим пропаганду здорового образа жизни, профилактику ВИЧ и СПИД инфекций
конференция по СПИДу\IMG_0944.JPG