РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Advertisements

Мотивация ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА ; ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ; ВИДЫ МОТИВОВ.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
ДЕНИСОВА В.А Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы.
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Диагностика мотивации как одного из факторов успешности обучения (на основе исследований пятиклассников МОУ школы 168)
Мотивация: путь к успеху Мотивация (от лат.moveo- двигаю) - общее заглавие для действий, способов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной.
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Учебная деятельность школьников.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников»
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Выполнила: ученица 8 класса МКОУ «Романовская основная школа» Воропаева Евгения Руководитель: Лобанова Е.Д. педагог- психолог МКОУ «Романовская основная.
«Мотивация учения в реализации ФГОС» Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
« » «Мотивация учащихся как фактор повышения качества образовательной деятельности» Селина Т.А., зам.директора по НМР МОУ-СОШ 9 г.Аткарска.
Презентация по теме: презентация "учебная мотивация младших школьников"
Как повысить мотивацию к обучению?. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения Зам. директора по УВР И.В. Парамонова.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проблеме развития учебной мотивации младших школьников в настоящее время актуальна С каждым годом обостряются социальные проблемы Родители самоустраняются от воспитания детей Отсутствует у детей желание учиться Поэтому остро встает вопрос о сформированности мотивации детей к учебной деятельности

Древняя мудрость гласит: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Как пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Можно придумать много «завлекалочек» на уроках (игры и т.д.), но это внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и качество образования зависит от внутренней мотивации (от пробуждения интереса).

Мотивацию в современной психологии и педагогике рассматривают как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности. Мотив – это внутренне побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенной потребности. По уровню: Низкий; средний; высокий По отношению к деятельности: Внешняя, внутренняя По отношению к результату: Мотива достижения успеха, мотив избегания неудачи.

Мотив – то, что побуждает человека к действию познавательные (связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний, стремлением преодолеть трудности, проявлять интеллектуальную активность) социальные (лежат за пределами учения, связаны с результатами учения) широкие Хорошо окончить школу Поступить в ВУЗ Хорошо работать узкие мотивы благополучия престижные мотивы МОТИВЫ (по направленности) личностные

Исследование мотивов учения младших школьников показали, что у первоклассников познавательные мотивы занимают III место, а у третьеклассников – V место. Учителю надо формировать ответственное отношение к учению, а это – высокий уровень самоконтроля и самооценки. Учебная мотивация - необходимое условие для дальнейшего успешного обучения. Задача учителя Задача учителя – создать условия для развития внутренней мотивации (познавательной). В 1-2 классах у учащихся преобладают внешние мотивы (различные «развлекалочки» - игры, ребусы, загадки и т.д.) А к третьему классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

Причины спада школьной мотивации 1.«Гормональный взрыв» 2. Отношение ученика к учителю 3. Отношение учителя к ученику 4. Умственное развитие ученика 5. Продуктивность учебной деятельности 6. Непонимание цели учения 7. Страх перед школой

Развитие познавательных мотивов младших школьников через: различные формы проведения уроков (урок-путешествие, урок-игра, урок- викторина и т.д.) игровую деятельность внеклассную работу дидактические игры занимательные задания, загадки, ребусы и т.д. проблемные задания ситуацию успеха

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Приемы: 1.«Удивляй» (интересные сведения) 2.«Отсроченная загадка» (в конце урока) 3.«Прогнозирование» 4.«Самооценка» 5.«Работа в группах» (создает ситуацию успеха, которая ведет к развитию личности) 6.«Постановка вопросов» (зачем я это делаю, делал, буду делать, что вы не знали, а сегодня узнали) 7.«Проблемные задания» (выполняют мотивационную функцию) 8.«Творческие задания» (составь загадку, ребус, сочини стихотворение, рассказ) 9.«Создание ситуации успеха» (поддерживать ученика, подчеркивать его продвижение вперед)

Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы можно провести диагностику мотивации учения, изучить отношение к школе учащихся (анкета). Уровни учебной мотивации: – высокий, познавательная активность – выше среднего, хорошая школьная мотивация, учащиеся успешно справляются с учебой – средний, положительное отношение к школе, интересуется внеучебной деятельностью – низкий ниже 10 – негативное отношение к школе

Диагностика уровня учебной мотивации 13 учащихся – высокий 5 учащихся – выше среднего 1 – средний

Диагностика на выявление мотивации учения (тест) 1. Я учусь, потому, что на уроке интересно 2. Я учусь, потому, что заставляют родители 3. Я учусь, потому, что хочу больше знать 4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать 5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям 6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей 7. Я учусь, чтобы не опозорить свой класс 8. Я учусь, потому, что в наше время нельзя быть незнайкой 9. Я учусь, потому, что нравится учитель Внутренняя – 3,4,8 Внешняя «+» - 1,5,9 Внешняя «-» - 2,6,7 Критерии:

Анализ результатов исследования Виды мотивации Число ответов% к итогу Внутренняя 2955 Внешняя «+»2142 Внешняя «-»35 У учащихся 4 класса преобладают внутренние мотивы (55%) против внешних «+» (42%) и внешних «-»

Анализ доминирования мотивов у учащихся 4 класса Преобладающие мотивы Число учащихся %Вывод Внутренние 1157,9 Преобладают внутренние мотивы Внешние «+» 631,6 Внешние «-» нет Не определились 210,5 Не доминирует Нет ИТОГО: 19100

Заключение Искусство воспитания состоит в том, чтобы правильно сочетать и социальные и познавательные мотивы, чтобы обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, которые управляют жизнью личности.

Библиографический список 1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М, Чирков В.И. Мотивация учебой деятельности. Ярославль, 2003