ТЕМА УРОКА: Осень в произведениях русских поэтов А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева.
Цели урока: 1) раскрыть тему описания родной природы в произведениях русских поэтов 2) провести сопоставительный анализ классических образцов стихотворения А.С. Пушкина и Абая Кунанбаева. 3) научить учащихся определять художественные слова с помощью, которых автор передает свое чувство и настроение. 4) воспитать чувство любви к окружающей природе.
Тип урока: интегрированный
Оборудование урока: 1) портреты поэтов А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Абая Кунанбаева. 2) репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», «Слобода». В.Поленова «Золотая осень», Г.Мясоедова «Косцы».
Опережающее задание к уроку: выучить наизусть стихи об осени: С.Есенина, И.Бунина, М.Алигер, А,Фета.
Таинственно шумит лесная тишина Незримая по лесам поет и бродит осень Темнеет день за днем – и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. И.Бунин.
Обожаю это время года! Праздник золота и багреца Синяя щемящая свобода Ясность неизбежного конца. М.Алигер.
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть мелькали Вон над той горой С вечера все спится На дворе темно Лист сухой валится Ночью ветер злится Да стучит в окно.
1. Мобилизующее начало урока. Создать определенный настрой к восприятию темы. - Какая сегодня погода? Во! ( большим пальцем указывают) - Какое у вас настроение? Во! - Как будем отвечать на уроке? Во!
2. Объявление темы и цели. Есть такая пора в природе, которую называют золотой осенью. Необычайно, по-своему красива природа в это время года. Посмотришь вокруг, деревья как будто золотые, листья собрали все, краски осени: золотые, желто-коричневые, красные. - Как вы думаете, почему осень называют золотой? (золотой человек, золотая осень) Деревья обнажаются, воздух становится чистым, свежим.
В народе говорят об осени « Осень- веселая хлопотунья» « Осень – заботливая хозяйка» (работаем над этими выражениями)
3. Работа по опережающим заданием.
Лексическая пятиминутка. Красоту родной природы, времена года воспевали многие поэты, внимательного взора,чуткий глаз поэтов замечали все приметы осени, воссоздавали целостную картину осени, изображали небо, перелетных птиц, восход и закат солнца. При описании осеннего пейзажа использовали различные художественные средства:эпитеты, олицетворение, сравнение. ( на доске вывешиваются определения художественных средств) Ребята читают наизусть произведение, находят эпитеты ( унылая, грустная).
Олицетворение: поет и бродит осень, ветер злится. Сравнение: как хрустальное солнце скатилось, дремлет дорога и т.д Используя эти художественные средства русские поэты воспевали в своих стихах своеобразную прелесть и поэзию всех времен года. (сопоставление со стихотворением «Куз» Абая)
4. Работа по картинам И.Левитана, В.Поленова, Г.Мясоедова. (что общего в этих картинах) осень на картинах Левитана очень разнообразна, он оставил более ста картин об осени, на них изображены с детства знакомые предметы: стог сена, маленькие реки, одинокая золотая береза, увядающая трава.
5. Переходим к новой теме. Обращаем внимание на портреты поэтов,рассказываем биографию:
А.С.Пушкин ( )
Ф.И.Тютчев ( )
Абай Кунанбаев ( )
6. На каждой парте стихи А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева (выразительное чтение и работа по произведению) - О чем стихотворении поэтов? - Чем отличаются эти произведения? - Какие приметы осени описывают поэты, какие художественные средства используют. - Каким чувством проникнуты произведения. Выразительное чтение.
В описании природы поэты были реалистами, они изображали природу истиной, какая есть в действительности, пусть красота не ярка, но она близка и знакома поэтам, каждое слово в стихотворение точное, ясное, понятное. Они сумели передать свое настроение, любовь к природе.
И не зря Л.Н.Толстой писал А.М.Горькому.
А.Майков. Осенние листья по ветру кружат Осенние листья в тревоге вопят «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол» О лес наш родимый, конец твой пришел.