1 Одушевленность и неодушевленность существительных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Существительные Нарицательные(называютоднородныепредметы) Собственные Собственные(называютединичные(индивидуальные)предметы)
Advertisements

Существительные Нарицательные(называютоднородныепредметы) Собственные Собственные(называютединичные(индивидуальные)предметы)
Живая ли кукла? Русский язык 4 класс Программа Эльконина – Давыдова Учитель: Цурупал Т.Б. Омск.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Существительные. Имя существительное (существительное) часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Существительное называет предметы.
-часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто?Что?
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 3 ГРУППЫ МЕЛИКОВА МУАЗЗАМОН. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ?
Слайд-реферат на тему на тему «Морфологические признаки и «Морфологические признаки и синтаксические функции синтаксические функции имени существительного.
Имя существительное Содержание Общее понятие об имени существительном. Общее понятие об имени существительном Собственные и нарицательные имена существительные.
Работу выполнил: Коротовский Александр Презентация на тему: Имя существительное.
МОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МОРФОЛОГИЯ - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи,
Урок-исследование в 6 классе (по УМК «Русский язык» под редакцией М.В.Панова. 5-9 классы) Учитель Райчева Елена Борисовна.
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Имя существительное В ыполнила: Морковина Н.В. Учитель начальных классов МОУСОШ 42.
Имя существительное как часть речи Цель урока: повторить морфологические признаки имени существительного; научиться определять одушевленные и неодушевленные.
Тетрадь дерево кошка зелёный мальчик. предметы: Живые существа: девочка, дядя; Неживые существа: камень, линейка; Явления природы: гроза, ветер; Признак.
Имя существительное 1. Что обозначает имя существительное? 2. На какие вопросы отвечают существительные? 3. Какие морфологические признаки имеет имя существительное?
Имя существительное Постоянные признаки Непостоянные признаки Одушевлён./ неодушевлён. Род Число Волк испугал Петю. Петя испугал волка.
Какова история винительного падежа? Авторы проекта: Лабаева Ольга,ученица 4 г класса,Келе Влада,ученица 4 а класса МОУ «Гимназия 6» г.Новочебоксарск.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Транксрипт:

1 Одушевленность и неодушевленность существительных

2 Можно ли сопоставить существительные и существа?

3 Гипотезы: Названия людей и живых существ являются одушевленными, а все остальные – неодушевленными; Все существительные, относящиеся к живой природе являются одушевленными, а к неживой природе – неодушевленными; Все существительные, которые дышат являются одушевленными, а остальные- неодушевленными;

4 Цель исследования: Изучение категории одушевленности, неодушевленности имен существительных.

5 Задачи исследования:

6 Верно ли правило русского языка, что названия людей и живых существ являются одушевлёнными существительными? Почему слова кукла и мертвец являются одушевленными существительными? Все мы знаем, что к одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т.д., т.е. всех живых существ. Однако различение категории одушевлённости и неодушевлённости в системе грамматики не полностью совпадает с научными представлениями о живой и неживое природе. Например слова: мертвец, валет, кукла и некоторые другие, относятся к одушевлённым существительным. Различия существительных одушевлённых и неодушевлённых грамматически выражается в том, что при склонении во множественном числе форма винительного падежа у имен одушевленных совпадает с формой родительного падежа, а у имён существительных неодушевлённых – с формой именительного падежа. Например: Р.п.- (кого? Чего?)- кукол, валетов, мертвецов; В.п.-(что? Кого?) – кукол, валетов, мертвецов;

7 Можно ли существительные, относящиеся к живой природе, назвать одушевлёнными? Категорию одушевлённости нельзя соотнести с понятием «живая природа». А категорию неодушевлённости нельзя соотнести с понятием «неживая природа» Потому что растения относятся к живой природе, но является неодушевлёнными существительными, а кукла относится к неживой природе, но является одушевленным существительным. Например: Яблоня – растение – неодушевлённое существительное – относится к живой природе.

8 Все ли существительные, которые дышат являются одушевлёнными? Все ли существительные, которые дышат являются одушевлёнными? Люди и живые существа относятся к одушевлённым существительным. Они имеют органы дыхания, следовательно они дышат. И растения тоже дышат, но они не относятся к одушевлённым существительным. Например: Профессор – человек, имеет органы дыхания, дышит - одушевлённое существительное. Горилла– животное, имеет органы дыхания, дышит – одушевлённое существительное. Алоэ – растение, дышит, но неодушевлённое существительное.

9 Склонение одушевленных существительных: И.п. (Что? Кто?) куклы, валеты, мертвецы; Р.п. (Чего? Кого?) кукол, валетов, мертвецов; Д.п.(Чему? Кому?) куклам, валетам, мертвецам; В.п. (Что? Кого?) кукол, валетов, мертвецов; Т.п.(Чем? Кем?) куклами, валетами, мертвецами; П.п.(О чем? О ком?) о куклах, о валетах, о мертвецах;

10 Склонение неодушевленных существительных: И.п.(Кто? Что?) деревья, глобусы, шторы; Р.п.(Кого? Чего?) деревьев, глобусов, штор; Д. п.(Кому? Чему?)деревьям, глобусам, шторам; В. п.(Кого? Что?)деревья, глобусы, шторы; Т. п.(Кем? Чем?)деревьями. глобусами, шторами; П. п.(О ком? О чем?)о деревьях, о глобусах, о шторах ;

11 Необходимо обратить внимания на то, как выражается категория одушевленности в современном языке: 1) В словах женского рода (а также мужского рода первого склонения ) форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа только во множественном числе (вижу сестер, нянь; старост, юношей); 2) В словах мужского рода второго склонения формы винительного падежа совпадают с формами родительного падежа и в единственном и во множественном числе ( вижу брата, врача, кота, орла; вижу братьев, врачей, котов, орлов); 3) В словах среднего рода форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа только во множественном числе ( вижу детей, насекомых, животных, млекопитающих). Отдельные существительные в современном языке допускают колебания в выражении одушевленности – неодушевленности; Например: (В.п.) видеть микробов и видеть микробы;(В.п.) видеть личинок и видеть личинки;(В. п.) видеть зародышей и видеть зародыши;(В. п.) видеть эмбрионов и видеть эмбрионы;

12 Как влияет категория рода имён существительных на одушевлённость и на неодушевлённость? В основном к одушевлённым существительным относятся имена существительные женского и мужского рода. Одушевлённых существительных среднего рода в русском языке немного: сюда относятся несколько существительных с суффиксом –ище (чудовище, страшилище), отдельные существительные, образовавшиеся от прилагательных или причастий(млекопитающее, насекомое, животное), и существительные дитя, лицо(в значении «человек»).

13 Из всего этого следует: Нельзя утверждать, что все живые существа и люди относятся к одушевленным существительным. Нельзя сопоставить категорию одушевлённости с живой природой, а категорию неодушевлённости с неживой природой. Что не все существительные, которые дышат можно отнести, к одушевлённым существительным.

14 Используемые материалы: Валгина,Н.С.,Розенталь,Д.Э.,Фомина,М.И.,Цапукевич,В,В.Современный русский язык /Н.С. Валгина, Д.Э.Розенталь,М.И.Фомина, В.В. Цапукевич.- М.:Высшая школа, Земский, А.М.,Крючков, С.Е.,Светлаев, М.В.Русский язык./ А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев.- М.: Просвещение,1980. Ладыженская,Т.А.,Баранов,М.Т.,Григорян, Л.Т.,Кулибаба,И.И.,Тростенцова, Л.А.Русский язык:Учебник 5 класс/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Л.А. Тростинцова.- М.:Просвещение, Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.

15 Под руководством Чудиной С.В.