Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание для разработки вариативных образовательных программ Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования
ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ ФГОС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ МОДУЛЬНО- КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД РАМОЧНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОП Особенности регионального рынка труда Особенности региональной системы ПО
Результат = набор компетенций готовность выполнять основные виды ПД К минимумуРЕЗУЛЬТАТА От минимумаСОДЕРЖАНИЯ Содержание изменчиво ПРЕДМЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ Содержание одно - результат разный Компетентность характеризуется готовностью применять умения и знания, а также практическим опытом
Логика разработки требований к результатам Последовательность этапов Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ
Модульно-компетентностный подход НПО - СПО Профессиональный модуль (ПМ) обеспечивает подготовку к выполнению одного из видов профессиональной деятельности (ВПД) ПМ = междисциплинарный курс + практика Ключевая идея – единство теории и практики, фундаментальности и практикоориентированности профессиональной образовательной программы Принцип двойной интеграции: теория + практика; теоретический материал из разных областей знаний
Профессиональная деятельность Модульно-компетентностныйподход ОПД ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование (СПО) ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn
От II к III поколению ФГОС ОПД … III поколение Модульная структура синхронизирует теоретическое и практическое обучение ОГСЭ … ЕН … ПМn = ПРАКТИКАn + МДК, где МДК=СДn+1/4ОПДn+1/8ЕНn
Соотношения обязательной и вариативной частей по уровням образования
ВАРИАТИВНОСТЬ ОПОП Введение дополнительного ВПД = ПМ Потребности и возможности обучающегося Требования работодателя (рынка труда и его развития) Введение дополнительных дисциплин И/ИЛИ увеличение кол-ва часов на обязательные Углубленное (дополнительные ПК, У, З, уровень освоения) Усиление обязательной части И/ИЛИ дополнение ОПОП: Анализ развития отрасли, изменений рынка труда, технологий; профессиональных стандартов, квалификационных требований результатов освоения ОПОП студентами Сравнение программы с лучшими из тех, которые используют другие
Новые взаимоотношения с работодателями Предоставление необходимой МТБ, условий практики, обеспечивающих реальный практический опыт по ПМ; Участие в разработке программ дисциплин и модулей, в ежегодном совершенствовании ОПОП; Участие в разработке контрольно- оценочных материалов и проведении экзамена квалификационного по модулю
Основные преимущества ФГОС НПО, СПО нового поколения Для работодателей Для учреждений ПО гибко реагировать на изменения содержания и технологий проф.деятельности; устанавливать взаимовыгодное сотрудничество с работодателями выпускников; регулировать процесс трудоустройства выпускников; использовать механизмы внешнего оценивания транспарентность образовательного процесса возможность контролировать результат, влиять на содержание и характер проф. образования возможность Повышение потенциала ОУ ПО как производителей кадровых ресурсов