Модели школьного ученического самоуправления.
1. Административная: Формально-правовое самоуправление. В основе- законодательные и локальные акты. Участники образовательного процесса реализуют свои права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения через свое представительство в этом органе. Школьники- через ученическую секцию или ученическое представительство. Акцент на административные структуры, выполняющие самоуправленческие функции.( школьный совет, педсовет, род. собрание, собрание учащихся) Сильные стороны Соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав. Слабые стороны Исключение потенциала воспитательных программ( в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении. Игровой потенциал не включается в сферу самоуправления.(игра используется на уроках, во внеклассной работе) Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического Недостаточный учет возрастных особенностей школьников
Графическая модель Административное самоуправление образовательного учреждения Игровое самоуправление учащихся образовательного учреждения В данной модели самоуправления практически не используются педагогические возможности игровой деятельности. Ей отводится место в качестве дополнительной технологии в процессе обучения или доп образования. Её использование никак не связано с участием школьников в самоуправлении, а тем более в управлении образовательным учреждением. Идеальна для отравной точки развития ученического самоуправления.
2. Игровая модель: Игровое государство- «Ньюландия» игровое самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры. Форма, моделирующая деятельность основных структур гос-ва, муниципального образования. Взаимоотношения всех участников регламентируют правила игры в рамках игрового взаимодействия. - Сильные стороны: Максимальное использование воспитательного потенциала игры. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы. - Слабые стороны При психологической неготовности педагогического коллектива невозможность реализации Излишнее увлечение игровой стороной процесса Полная реализация возможна лишь в условиях лагеря, как обучение актива.
Графическая модель Игровое самоуправление Административное управление В данной модели самоуправления административная деятельность лишь фон и используется только в самых крайних случаях для обеспечения жизни и здоровья детей. Игровая деятельность- ведущая.
Сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения 1 раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками. Сочетание двух видов самоуправления, не связанных по структуре и функционалу Сильные стороны модели «День дублера» Соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения. Периодическое использование воспитательного потенциала игровой технологии Слабые стороны: Восприятие педколлективом ученического самоуправления как разового мероприятия, причем только в виде игры; Отсутствие постоянно действующей модели ученического самоуправления с элементами игровой технологии. 3. Раздельная административно-игровая модель ( День дублера):
Графическая модель Административное самоуправление Игровое самоуправление Детям позволяют играть в самоуправление, не доверяя им серьезных вопросов, ограничивая сферу их ответственности досугом, физкультурой, туризмом.
Сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса ( ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.) Сильные стороны модели: Максимальное использование воспитательного потенциала игровой технологии с постоянным консультированием детей взрослыми ( педагогами, родителями) Отношение к ученическому самоуправлению, как к специальной воспитательной программе Слабые стороны: Возможность излишнего увлечения игровой стороной воспитательного процесса. Неверное толкование юридических терминов, используемых в игровой практике. Совмещенная административно-игровая модель(«Демократическая республика») :
Графическая модель Административное самоуправление Игровое самоуправление Совместное самоуправление Взаимное пересечение административной и игровой модели на основе взаимной договоренности и правовой базы. Взрослые доверяют детям определенную часть ответственности за состояние дел в образовательном учреждении, причем не только второстепенные, но и связанные с жизнью образовательного учреждения. Эта модель позволяет учащимся в процессе законотворчества лучше представить и понять всю сложность управления коллективом, вырабатывает привычку принимать продуманные решения и нести за них ответственность.
Модели школьного ученического самоуправления. Административная Игровая модель Раздельная административно- игровая модель Совмещенная административно- игровая модель