Тренинг развития временной перспективы Я – взрослый. О чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь ?
Инструкция: 1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, пишите, только то, к чему вы стремитесь; 2) будьте предельно конкретны, постарайтесь ясно представить себе, как выглядит мир вокруг Вас, чем сенсорно богаче ваше описание, тем больше имеющихся в ваших ресурсах возможностей (деталей). 3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть; 4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от Вас, то, к чему Вы стремитесь, шаги и усилия должны принадлежать Вам, исходить от Вас; 5) Результаты от достижения и выполнения Ваших целей должны приносить пользу и вам и другим. Начинайте: «В будущем я вижу себя (представляю)…, я живу в…, я занимаюсь…, рядом со мной (кто?)…, мне… лет, меня заботит…, я чувствую…, меня переполняет…».
Определение ближних и дальних перспектив. Просмотреть составленный ранее список (рисунок, коллаж), и определить временной отрезок, на котором Ваша цель, скорее всего, будет достигнута (ближайшие дни и месяцы или отдаленное будущее. Определить: в первом случае - дальнюю перспективу, во втором ближайшие цели, планы, шаги. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.
Выбор главных целей Из всего обозначенного ранее, выберите три-четыре самые важные цели. Выберите те цели, достижение которых Вас больше всего волнуют, доставят Вам самое большое удовольствие. Выпишите их. Поразмышляйте, почему вы точно уверены, что это для Вас так важно. Запишите основные позиции. Если вы точно знаете, почему достижение данной цели необходимо, то сможете выбрать маршрут, который приведет в нужную точку. В этом смысле "почему" намного важнее, чем "как".
Определение ресурсов Особенности характера, уровень вашего образования, познавательная активность, ваша энергия, время, которым вы располагаете, друзья и единомышленники, финансовые ресурсы, другое
Оценка состояния успеха Опишите, зафиксируйте на бумаге прежний опыт достижения успеха: Что это была за ситуация, когда Вы чувствовали, что добились успеха? Что Вы делали? Какие качества личности, возможности, ресурсы вы использовали? Каково было Ваше внутреннее состояние: какие чувства и эмоции Вы испытывали? Испытывали Вы комфорт - от личного осознания своего успеха; - от того, что это произвело определенное впечатление на значимых для Вас людей; - от того, что Ваше достижение принесло значимым для вас людям реальную пользу или удовольствие?
Качества необходимые для достижения целей Отметьте 10 качеств, необходимых для достижения желаемого. Я стану…, если буду:
Препятствия на пути достижения цели Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает?. Боитесь, что у вас ничего не получится? Умеете ли Вы сосредотачиваться на главном? Какой исход задуманного дела Вы себе представляете (удачный или неудачный)?. Ставите ли Вы перед собой ограничения? Выстраиваете ли свои личные, "излюбленные стратегии, ведущие к поражению»? Пытаетесь ли избавиться от этих ограничений? Достаточен ли уровень вашего образования? Уровень коммуникаций? Уровень притязаний? Уровень познавательной активности?
Пошаговый план Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня.. Подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь, включая сегодняшний день. Ответьте на вопрос, что уже сегодня мешает Вам иметь все то, о чем мечтаете? Итак, первый, очень важный шаг сделан. Вы точно знаете, чего хотите; вы описали этот процесс как в его конечном результате, так и на начальных стадиях; вы определили, какие стороны вашей личности помогают, а какие мешают достичь цели.
Разработка стратегии достижения успеха Запишите имена 2-3 человек(литературных или других героев), на которых Вам хотелось бы быть похожим, или людей, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите, их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху. После этого закройте глаза и представьте, что каждый из них собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Зафиксируйте эти мысли. А теперь проделайте следующее полезное упражнение. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой "картинки", на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Ясная внутренняя картина и переживание "потребного будущего" чрезвычайно важны.
Работа с планом временной перспективы Регулярно просматривать с карандашом и бумагой свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в вас самих изменилось. Ответьте на вопрос: «А к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь?» Заглядывайте в свои записи, хотя бы раз в полгода. Японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени уделяют планированию.
Рекомендуемая литература 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М., Гессе Г. Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером // Иностранная литература Кон КС. Психология юношеского возраста. М., Мольц М.Я это Я, или Как стать счастливым. М., Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М., Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991.