ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ С ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА ВТОРУЮ.
Успешность адаптации школьника - учитывать психологические особенности летних детей, уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок перешёл в 5 класс; -создать необходимые условия (создание атмосферы доброжелательности, искренности, обеспечение постепенного перехода от коллективных форм учебной работы к её индивидуальным формам, развитие рефлексивных умений учащихся); -.
-выявить те изменения в жизни ребёнка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего; - в организации процесса обучения следует подготовить учащихся на кабинетную систему обучения; - анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Методические и организационные условия учитель должен знать программу обучения и учебные средства по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя от которого класс переходит в основную школу
в построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-IV классах. Чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы (использование разновозрастного сотрудничества «пробую учить других», «учу себя сам», роль «младшего учителя»);
урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса. Важно использовать другие формы организации обучения (дидактическую и ролевую игру, путешествия, экскурсии, диспуты (дискуссии), практические работы, мини-лекции). Широкое использование информационных технологий;
соблюдение преемственности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы (различные конкурсы, олимпиады, конференции - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков.
Единство преемственности и перспективности в единых исходных позициях в обучении родному языку ясное понимание того, что появляется нового в языковом развитии учащихся на каждом этапе обучения тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.
Компоненты педагогической системы преемственности
Свидетельство дезадаптации снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Причины возникновения проблемы преемственности в обучении
Преемственность в становлении личности Помочь младшему подростку (10-12 лет) прожить критический период своей жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личности в этот переходный период – задача всего педагогического коллектива школы, т. е. администрации, методических объединений учителей и родителей