Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спенсер
Повестка : Компетентностный подход в образовании: общие подходы. Рассмотреть понятия: компетентностный подход; компетенции; компетентность; «Деловая игра»
«Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования?»
Идея концепции модернизации образования Достижение нового качества образования – это фактически предполагается необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Важными целями образования должны стать: –развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; –умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); –готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; –толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА ВОЗРАСТАЕТ ЗНАЧЕНИЕ НЕПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬСТОВ, РАЗВИТИЯ У НИХ СПОСОБНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫХОДЯЩЕЙ ЗА РАМКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ ПО СВОЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Основные принципы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетенцией. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между знанием – умением и ситуацией.
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИИ КЛЮЧЕВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕННОСНО-СМЫСЛОВАЯ; ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ; УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ; ИНФОРМАЦИОННАЯ; КОММУНИКАТИВНАЯ; СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ; ЛИЧНОСНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. 2. Общекультурные компетенции – это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества. 3. Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 4. Информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию 6. Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОВЛАДЕНИЕ ЛЕКСИКОЙ В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ И ОПЫТОМ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВЫСТРАИВАНИЕ ВОПРОСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЬЮ; УМЕНИЕ ПОНЯТЬ И ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ; ВЛАДЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ОБЩЕНИЯ (УЛЫБКА, ВЗГЛЯД, ЖЕСТЫ) УМЕНИЕ СЛУШАТЬ; УМЕНИЕ БРАТЬ ИНИЦИАТИВУ РАЗГОВОРА НА СЕБЯ; УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ЛЮБЫЕ ОТВЕТЫ ; УМЕНИЕ ГИБКО ИЗМЕНЯТЬ ЛОГИКУ И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ; УМЕНИЕ ВЫЙТИ ИЗ КОНТАКТА.
ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ; РЕМОНТ КВАРТИРЫ; ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ…
СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО- ЗНАНИЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯСИСТЕМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ СИСТЕМА КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ: КЛЮЧЕВЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ, ЖИЗНЕННЫХ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИЯ, УМЕНЬШЕННЫЕ КОПИИ ВУЗОВСКИХ КУРСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ СИСТЕМА ЖИЗНЕННО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЗЛОВЫХ ПРОБЛЕМ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ, СУБЪЕКТНЫЙ)
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ (РАССКАЗ, ЛЕКЦИЯ, ДЕМОНСТРАЦИЯ И Т.Д.), ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ (ПОИСКОВЫЙ, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЗНАНИЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ), ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (УПРАЖНЕНИЯ, РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ) МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМНО- ЗАДАЧНЫЙ МЕТОД, ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ НЫЙ МЕТОД, МЕТОД СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НЫЙ ТРУД, ИГРОВОЙ МЕТОД И Т.Д. ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА УЧИТЕЛЬ – ИНИЦИАТОР ВСЕХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩЕГОСЯ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ, ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Современные аспекты реализации компетентностного подхода ключевые компетенции - обобщенные предметные умения - прикладные предметные умения - жизненные навыки.
Условия Обучение носит деятельностный характер. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников Усиление практической направленности школьного образования Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.
Решение Педагогического совета. Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода. Методическому совету школы внести дополнения в системный анализ урока (декабрь 2010 г.) с позиции компетентностного подхода к обучению. Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению. Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.
Спасибо за внимание.