Минимальная Мозговая Дисфункция Современные представления Врач-интерн Петренко Т.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Advertisements

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ РОЛЬ ММД ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ Докладчик: Ретюнский К.Ю., доктор медицинских наук, Кафедра.
Савельева Я. И., Сергель Т. Н. – учителя-логопеды высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вила 2»
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным.
ГУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер» В.И.Честнова, В.В.Кочегуров, Я.М.Баркова.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Фархутдинова Л.В. – доктор мед. наук, профессор МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Модель комплексного медико- психолого-педагогического сопровождения ребенка с проблемой гиперактивности и нарушения внимания в Центре ПМСС 5 «Сознание»
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Специальная психология. Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ОСНОВЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов на материале локальных поражений.
Транксрипт:

Минимальная Мозговая Дисфункция Современные представления Врач-интерн Петренко Т.С.

История III век до н.э. Гиппократ – описание расстройств ВНД, висцеральных и соматических нарушений у людей «с детства» 1959г. 1962г. Э. Денофф – термин «Минимальная дисфункция мозга»: Трудности обучения в школе Трудности контролирования собственной активности и поведения в результате поражения головного мозга Официальная рекомендация термина ММД Оксфордской международной группы по изучению вопросов детской неврологии Первое исследование ММД в России 1978г. Наше время Расщепление ММД на разнородные группы

Определение ММД – это исход легкого органического повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, нарушения созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозоподобные состояния. Трошин В.М. (1995)

Механизм развития Легкие поврежд ения ГМ Задержка созревания высших функций ГМ Компенсация Дезадаптация Э Э Э Э К К К К

Причины возникновения по периодам онтогенеза Антенатальный 1.Внутриутробные инфекции 2.Обострения хронических заболевании матери 3.Различные интоксикации 4.Действие радиации 5.Генетическая обусловленность Интранатальный 1.Длительный безводный период 2.Отсутствие или слабая выраженность схваток и стимуляция родовой деятельности 3.Недостаточное раскрытие родовых путей 4.Стремительные роды 5.Применение ручных родовспомогательных приемов 6.Кесарево сечение 7.Обвитие плода пуповиной 8.Большая масса тела и размеры плода 9.Недоношенность и биологическая незрелость Постнатальный 1.Нейроинфекции 2.Травмы

1.В ходе позвоночной артерии много узких мест. 2.Опасны даже небольшие механические воздействия. 3.Вследствие обильной вегетативной иннервации позвоночных артерий возможно развитие спазма артериального русла всего вертебробазилярного бассейна. Комплекс церебральных сосудистых нарушений. ММД в неврологи Задержка речевого развития Нарушение роста и развития ОДА Вегетативные нарушения Системные аллергические реакции

Клинические стадии Соматовегетативный период (с 0 до 3 лет) Психомоторный период (с 3 до 10 лет) Аффективный период (с 7 до 12 лет) Эмоционально- идеаторный период (с 12 до 16 лет) Ковалев В.В. (1971)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ ПЕРИОД (с рождения до 3 лет) Резидуально-органическая невропатия Повышенная общая и вегетативная возбудимость (плаксивость, диэнцефальный субфебрилитет, гипергидроз, акроцианоз) Склонность к расстройствам пищеварения Расстройства сна Нарушение формирования навыков опрятности Дисбактериоз, дискинезия желчевыводящих путей, аллергодерматозы, ОРВИ «цепочкой», бронхиты Резидуально-неврологическая микросимптоматика Спинномозговое сегментарное поражение: формирование нарушения осанки, плоскостопия, разновысокости ног, мышечной гипотрофии Признаки гипертензионно-гидроцефального синдрома (размеры головы, роднички, выраженный венозный рисунок)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПСИХОМОТОРНЫЙ ПЕРИОД (с 3 до 10 лет) Синдром гиперактивности и дефицита внимания (гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) Гипокинетический синдром Церебрастения (цефалгии, непереносимость вестибулярных нагрузок, жары, духоты, метеотропная чувствительность) Диссомнии (в т.ч. парасомнии: вздрагивания при засыпании по типу стартл-реакций, бруксизм, двигательная гиперактивность во время сна, кошмарные сновидения, психомоторные пароксизмы, сомнамбулизм) Вегетативные нарушения (синдром ВСД) Системные нарушения органов и систем (заикание, тики, энурез, энкопрез, атопический дерматит, бронхиальная астма)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В АФФЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД (с 7 до 12 лет) Синдром школьной дезадаптации обусловлен: Окончательное структурирование церебрастении, с преобладанием гипердинамического варианта Повышенная аффективная возбудимость (раздражительная слабость, дисфориеподобные пароксизмы) Диссомния Синдром ВСД Слабость волевой сферы (эмоционально-волевая неустойчивость) Формирование самосознания и элементарной способности к самооценке субъективных переживаний Патохарактерологические реакции (протеста, оппозиции, отказа, ухода) Невротические реакции (логофобические реакции при заикании)

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ ПЕРИОД (с 12 до 16 лет) Компенсация церебрастении Завершение структурирования психопатоподобных и неврозоподобных расстройств, невротических нарушений «Патологические реакции пубертатного возраста»: психогенные патохарактерологические реакции (протеста, эмансипации и др.) сверхценный ипохондрический синдром синдромы дисморфофобии синдром нервной анорексии синдромы сверхценных увлечений и интересов и др.

ТЕОРИЯ СИСТЕМОБРАЗУЮЩЕЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНЕРАТОР ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОПАТОЛОГИ- ЧЕСКИЙ СИНДРОМ Крыжановский Г.Г. (1980)

Резюме Отсутствие четких диагностических критериев ММД ММД рассматривается в рамках различных специальностей ММД лежит в основе психопатологических синдромов резидуально-органического генеза, обусловливающих стойкую дезадаптацию детей и подростков

Цель исследования Установление распространенности структуры ММД среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга.

Материалы и методы Дети младшего школьного возраста 1-4 класса школ г.Екатеринбурга. Структурированный опросник для родителей (проф. Заваденко Н.Н., 2004) Статистическая обработка с использованием корреляционного анализа и критерия Стьюдента.

Исследование церебрастенические симптомы психосоматические нарушения тревожность, страхи, навязчивости двигательные нарушения нарушения устной речи нарушение внимания эмоционально-волевые нарушения нарушения поведения агрессивность и реакции оппозиции трудности школьного обучения нарушение чтения и письма Анкета

Результаты Обследовано 1487 детей из 9 общеобразовательных школ. Преобладают Церебрастенические проявления Нарушения внимания Нарушения чтения и письма Выявлена четкая взаимосвязь различных проявлений ММД. Установлена высокая степень достоверности полученных результатов

Школьная дезадаптация, обусловленная минимальной мозговой дисфункцией у учащихся начальных классов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга Докладчик: Врач-интерн Свердловской областной клинической психиатрической больницы Петренко Т.С. Научный руководитель: д.м.н. Ретюнский К.Ю. Кафедра психиатрии, наркологии УГМА

Актуальность проблемы Стремительный рост ММД в детской популяции РФ как следствие социально-экономических, экологических проблем и т.п. Распространенность ММД – 30-80% (В.М. Трошин, 1995; Н.Н. Заваденко, 2004, и др.). Недостаточная изученность патогенеза группы состояний, относящихся к ММД. Увеличение числа учащихся со школьной дезадаптацией (ШД), обусловленных ММД – 25% от всех учащихся общеобразовательных школ (В.М. Волошин, с соавт., 2002; Т.Б. Дмитриева, 2003). Разрозненность усилий специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников). Преобладание психолого-педагогических над клинико- психопатологическими исследованиями. Отсутствие комплексной модели биопсихосоциальной реабилитации детей со школьной дезадаптацией, в основе которой лежит ММД.

Определение ШД – сборное психолого- педагогическое понятие Неуспешность в обучении Нарушения эмоционально- личностного отношения к обучению в целом Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде Н.В. Вострокнутов, 1995

Цель исследования Выявление частоты школьной дезадаптации (ШД), обусловленной ММД среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга, с последующей разработкой модели медико- психолого-социального сопровождения.

Задачи исследования Определение распространенности ММД среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга Установление структуры ММД Изучение вариантов школьной дезадаптации, обусловленной ММД Разработка биопсихосоциальной модели реабилитации учащихся начальных классов со школьной дезадаптацией, обусловленной ММД

Материал и методы Анонимное добровольное анкетирование родителей учащихся младших (1-4 классов) с помощью структурированного опросника проф. Заваденко Н.Н., 2004 (кафедра детской неврологии РГМУ). Сплошная выборка в общеобразовательных школах 55, 161, 103, 144, 135, 74, 140, 43, 136 г.Екатеринбурга, исключая детей из классов коррекционного обучения. Статистическая обработка с использованием корреляционного анализа и критерия Стьюдента.

Структура и распространенность ММД церебрастенические симптомы психосоматические нарушения тревожность, страхи, навязчивости двигательные нарушения нарушения устной речи нарушение внимания эмоционально-волевые нарушения нарушения поведения агрессивность и реакции оппозиции трудности школьного обучения нарушение чтения и письма n=1487

Расстройства, обуславливающие ШД Церебрастенический синдром 62,3% Нарушение внимания 62,2% Нарушение чтения и письма 59,9% Гиперактивное поведение 52,8% Эмоционально-волевые нарушения 47,8% Трудности школьного обучения, связанные с когнитивным дефицитом 46,8% Ц В Г ШД Ч П Э-В

Варианты школьной дезадаптации Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включая такие признаки, как хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД). 250 случаев (16,8%, n=1487) Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД). 168 случаев (11,3%, n=1487) Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД). 165 случаев (11,1%, n=1487)

Психосоматика Навязчивости Моторика Речь Внимание Эмоции воля Поведение Агрессивность Обучение Чтение и письмо Церебрастения Психосоматика Навязчивости Моторика Речь Внимание Эмоции воля Поведение Агрессивность Обучение 0,2-0,4 0,4-0,6 0,6-0,8 n=1487 Найденные корреляции

Распространенность ММД 72,5% Распространенность школьной дезадаптации 27,1%

Модель биопсихосоциальной реабилитации Медицинский аспект: консультативная помощь детского психиатра с использованием нейрометаболических средств. Психологический аспект: нейропсихологическая коррекция, семейная терапия, поведенческая терапия Социальный аспект: социальные тренинги навыков, тренинги с родителями.

Выводы: ММД относится к одному из ведущих механизмов школьной дезадаптации. В настоящем исследовании школьная дезадаптация установлена у 403 учащихся начальных классов с ММД (27,1%, n=1487). Установлено три варианта ШД при ММД: «Неуспешность в обучении» 250 случаев (16,8%, n=1487) «Нарушение эмоционально-личностного отношения к обучающему процессу» 168 случаев (11,3%, n=1487) «Нарушенное поведение» 165 случаев (11,1%, n=1487) Типология ММД определяет индивидуальный комплекс мер медико-психолого-педагогической реабилитации детей со ШД.