социальная география мира
Приоритеты современного школьного географического образования 1. Образовательный процесс переориентирован на: - развитие продуктивного мышления, - формирования ключевых компетентностей, - формирование ключевых интеллектуальных умений, - введение профильного обучения. 2. Инновационные процессы: - Информатизация образования - Новые способы организации учебного процесса - Самостоятельная познавательная деятельность учащихся - Проектная деятельность - Интегративные подходы в содержании - Коммуникативная деятельность.
Приоритеты современного школьного географического образования Главная цель: переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному»; от «энциклопедичности» к «общей грамотности (компетентность)» специализация в избранных областях; ученик перестает быть объектом педагогического воздействия и становиться полноправным участником УВП. 3. Результат обучения: общая грамотность (общая компетентность) обучающихся, что обеспечивается: - Ключевыми интеллектуальными умениями - Универсальными способами деятельности, способами познания и взаимодействия - Базовыми структурообразующими знаниями (имеют общие представления о системе знаний) - Социальным опытом - Адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.
Место курса в базисном учебном плане - География как самостоятельный учебный предмет не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования. - В вариативной части курс «Экономической и социальной географии мира» нашел свое отражение в объеме 70 часов на базовом уровне обучения в непрофильном (универсальном) обучении (общеобразовательный профиль).
Цель курса: формирование у учащихся целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Опорные знания понимание теорий взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования глобальные и региональные явления и процессы, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах
Задачи курса Формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного мира, для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран. Формирование географической культуры и географического мышления учащихся, воспитание чувства патриотизма гражданина России. Вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющим им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» отвечает следующим условиям: обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования требованиям к уровню общеобразовательной подготовки школьников отображению целостной географической картины мира познавательным интересам учащихся.
Структура и содержание курса Общая экономическая и социальная характеристика мира (Раздел 1. Общий обзор современного мира) Региональный обзор мира (Раздел 2. Региональная характеристика мира) Современная политическая карта мира Мировые природные ресурсы и их рациональное использование Население мира Научно-техническая революция и мировое хозяйство География основных отраслей мирового хозяйства Регионы и страны мира Особенности регионов мира Россия и мир
Принципы построения содержания курса исторический, типологический, дифференцированный подходы принцип географической смежности проблемное обучение и самостоятельная работа учащихся с различными источниками географической информации
Общая экономическая и социальная характеристика мира Тема: Политическое устройство мира - типология и классификация стран современного мира - формы правления и административного территориального устройства - изучение основных этапов формирования политической карты мира - современные особенности политической карты
Тема: Политическое устройство мира 1.Многообразие стран современного мира (урок-практикум) 2. Этапы формирования современной политической карты мира (лекция) 3. Современные особенности политической карты мира (семинар)
Тема: Природа и человек в современном обществе 1. Географическая среда и человек (лекция) 2. Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность (урок-практикум) 3. География минеральных природных ресурсов (урок- практикум) 4. Земельные и лесные ресурсы мира(урок-практикум) 5. Мировые водные ресурсы(урок-лекция) 6. География неисчерпаемых природных ресурсов (урок-семинар) 7. Экологическая проблема – глобальная проблема человечества (урок- семинар)
Тема. Население мира 1. Изменение численности населения мира и воспроизводство населения (урок-лекция) 2. Состав населения (урок-практикум) 3-4. Этнический и религиозный состав населения мира (урок-семинар) 5. Размещение и миграции населения (практикум) 6. Городское и сельское население (практикум) 7. Проблемы населения современного мира (урок- семинар)
Тема: Мировое хозяйство и география основных отраслей 1. Мировое хозяйство, этапы его развития(урок-лекция) 2. НТР и мировое хозяйство(урок-лекция) 3. Факторы размещения, территориальная структура мирового хозяйтсва (урок- семинар) 4. Топливная промышленность (урок-практикум) 5. Энергетика мира (урок-семинар) 6. Мировая металлургия(урок-практикум) 7. Машиностроение(урок-семинар) 8. Мировая химическая промышленность(урок-лекция) 9. Производство строительных материалов и лесная промышленность (урок- семинар) 10. Сельское хозяйство. Растениеводство (урок-семинар) 11. Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда(урок-семинар) 12. Мировой транспорт (урок-лекция) 13. Мировая торговля и сфера услуг (урок-семинар) 14. Международная специализация и интеграция стран и регионов мира (урок- семинар) 15. Итоговый урок по разделу 1. «Общий обзор современного мира»
Изучение регионов и стран - Формируется общее представление (образ) региона или страны - Формируется умение составлять ЭГ характеристику региона или страны ______ Опора на фактические знания и умения, в т.ч. умения читать физико-географические и экономико-географические карты и умение пользоваться статистическими данными
Тема: Регионы и страны мира. Зарубежная Европа. Зарубежная Азия 1. Региональное деление мира(урок-лекция) 2. Международные отношения и геополитика (урок-семинар) 1. Особенности территории и населения Зарубежной Европы (урок-лекция) 2. Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы (урок- практикум) 3. Субрегиональные и районные различия Зарубежной Европы. (урок- семинар) 4. Сравнительная характеристика Франции и Польши(урок- практикум) Население и природные ресурсы Зарубежной Азии (урок-лекция) 1. Многоликое экономическое пространство Зарубежной Азии (урок- семинар) 2. Сравнительная характеристика отдельных субрегионов (урок-семинар) 3. Япония (урок- практикум) 4. Китай (урок- практикум) 5. Индия (урок- практикум)
Тема : Северная Америка. Латинская Америка 1. Территория и население Северной Америки (урок-лекция) 2. Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США (урок-семинар) 3. Сравнительная характеристика обрабатывающих отраслей промышленности США и Канады (урок-семинар) 4. Особенности фермерского сельского хозяйства США и Канады (урок- семинар) 5. Транспорт и внешние экономические связи США и Канады (урок- семинар) Состав региона Латинская Америка. Вест- Индия (урок-лекция) 1. Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка) (урок- семинар) 2. ПРП и население Южной Америки (урок-семинар) 3. Экономическое пространство Южной Америки (урок- практикум) 4. Сравнительная характеристика субрегионов Ю. Америки (урок- практикум) 5. Бразилия (урок-семинар)
Тема: Австралия и Океания. Африка. 1. Географические особенности Австралии и Океании как единого региона (урок-лекция) 2. Динамика развития хозяйства Австралии и Океании (урок-семинар) 1. Особенности территории и населения Африки (урок- лекция) 2. Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйтсва Африки (урок-семинар) 3. Сравнение субрегионов Африки (урок- практикум) 4. ЮАР (урок- практикум)
Тема: Россия и мир Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира (урок-лекция) Россия в современном мире(урок-семинар) Современный мир и глобальные проблемы человечества (урок-семинар) Итоговый урок по курсу (Урок-обобщение)
Основные базовые понятия курса географии «География России» экономико-географическое положение территории, природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, экономически активное население, воспроизводство населения, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр. Также содержание курса отражает межпредметные связи с курсом новой и новейшей истории. Понимание учащимися исторических процессов, происходящих в мире во второй половине ХХ века до настоящего времени позволит связать теоретический материал курса с фактической историей развитии мира. Ядро научных знаний формируют научные понятия. Ведущими понятиями, вокруг которых группируется учебный материал курса, являются: ресурсообеспеченность и природно-ресурсный потенциал, воспроизводство население и процесс урбанизации, научно-техническая революция, мировое хозяйство и международное географическое разделение труда, «зеленая революция». Помимо научных понятий формируются научные факты (эмпирические знаний) и представления. Задача учителя помочь ученику овладеть не только основным фактическим материалом, характеризующим особенности того или иного региона или страны, но и сформировать представления об общих закономерностях и отличиях развития и размещения населения и хозяйства. В процессе изучения стран у школьников формируется общее понятие о стране и постепенно развивается умение самостоятельно составлять ее экономико-географическую характеристику. При составлении характеристики учащиеся аккумулируют и опираются на фактические знаний и умения, в том числе на навыки работы с географическими картами и статическими материалами.