Т ЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Д ИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ». Урок русского языка в 5 классе Учитель: Веселова Н.Г. МБОУ СОШ 42 г. Владимира
Ц ЕЛИ УРОКА : * познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; * развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; * воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; * осмысление родного языка как основного средства общения.
Толкование слов Рогач – «ухват», махотка – «горшок», пригрубок – «печка», поташки – «помидоры», усынка – «узкое место в реке», серушка – «плотва», могутной – «непоседливый», щерба – «уха», чирики – «любая обувь», парцменки – «комнатные тапочки», утиральник – «полотанце для рук», рушник – «полотанце для гостей».
Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.
-Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Приведите примеры.
В словаре В.И.Даля около диалектных слов. Он их собирал полвека.
Задание правильно распределите слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные. Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, п…тух, п…л…танце, рушник, п…мидоры, щерба, пригрубок, могутный, печка, уха, рушник, непоседливый.
Домашнее задание: составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу: Махотка, -и, ж. Обл. – Глиняный горшок. Махотка из-под молока.