Применение куклотерапии в логопедической практике Опыт работы учителя- логопеда Вдовиной Н.А.
содержание Игра с куклой – мир реальности, в котором живёт ребёнок Игра с куклой – мир реальности, в котором живёт ребёнок Куклотерапия – особая «терапевтическая» среда Куклотерапия – особая «терапевтическая» среда Мастер классы, консультации и практикумы для родителей Мастер классы, консультации и практикумы для родителей Этапы куклотерапии Этапы куклотерапии Правила обращения и общения с куклой Правила обращения и общения с куклой Варианты кукол Варианты кукол Значении технологии – куклотерапии Значении технологии – куклотерапии Логопедический досуг: «Прогулка по цветочной лужайке» Логопедический досуг: «Прогулка по цветочной лужайке» «Цветная сказка» с куклами – марионетками «Цветная сказка» с куклами – марионетками Артикуляционная гимнастика с ростовой куклой «Лягушонок Стёпа» Артикуляционная гимнастика с ростовой куклой «Лягушонок Стёпа» Любимица детей кукла «Лето» Любимица детей кукла «Лето» В продолжение темы «Времена года»: куклы «Зима» и «Весна» В продолжение темы «Времена года»: куклы «Зима» и «Весна» Пальчиковые, миниатюрные, деревянные куклы Пальчиковые, миниатюрные, деревянные куклы Куклы-дергунчики или Петрушка на новый лад Куклы-дергунчики или Петрушка на новый лад Результат представленного опыта работы Результат представленного опыта работы Литература Литература
Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет рёбенок. Для современного ребёнка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнёра для игры. Мы учим ребёнка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения Для современного ребёнка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнёра для игры. Мы учим ребёнка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения Таким образом, мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а игра с куклой, не смущая и не травмируя его, даёт возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами педагога Таким образом, мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а игра с куклой, не смущая и не травмируя его, даёт возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами педагога
Куклотерапия – особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие: эмоциональной и моторной адекватности эмоциональной и моторной адекватности коммуникативных навыков коммуникативных навыков пространственной ориентации пространственной ориентации самосознания самосознания психических процессов (памяти, внимания, восприятия ) психических процессов (памяти, внимания, восприятия )
Мастер-классы, консультации и практикумы для родителей Этот момент очень важен, так как: укрепляет союз: ребенок –педагог –родитель укрепляет союз: ребенок –педагог –родитель развивает способность чувствовать другого и всё, что происходит вокруг развивает способность чувствовать другого и всё, что происходит вокруг значительно повышается интерес к занятиям значительно повышается интерес к занятиям
Этапы куклотерапии изготовление кукол изготовление кукол «оживление и вождение» кукол «оживление и вождение» кукол Освоение правил обращения и общения с куклой Освоение правил обращения и общения с куклой
Правила обращения и общения с куклой Водить куклу необходимо только двумя руками, что важно для координации левой и правой руки. Внимательно следить за всеми движениями куклы. Выступая в роли учителя дети своим куклам объясняют, как должны работать язык и губы… Вместе с куклами можно преодолевать любые препятствия, произнося слова и слоги…
В куклотерапии используют такие варианты кукол: куклы-марионетки куклы-марионетки пальчиковые куклы пальчиковые куклы ростовые куклы ростовые куклы верёвочные куклы верёвочные куклы плоскостные куклы плоскостные куклы перчаточные куклы перчаточные куклы куклы-костюмы куклы-костюмы теневые куклы теневые куклы куклы-дергунчики куклы-дергунчики
Значение технологии-куклотерапии Использование технологии-куклотерапии на логопедических занятиях делает их интересными, эмоционально-окрашенными развивает коммуникативные навыки и, конечно, исключает монотонность и скуку, преследует следующие цели: Использование технологии-куклотерапии на логопедических занятиях делает их интересными, эмоционально-окрашенными развивает коммуникативные навыки и, конечно, исключает монотонность и скуку, преследует следующие цели: в занимательной для детей форме обобщить и закрепить полученные знания; в занимательной для детей форме обобщить и закрепить полученные знания; разнообразить приемы и методы коррекционно-педагогического воздействия. разнообразить приемы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
Логопедический досуг: «Прогулка по цветочной лужайке» Логосказка «Цветная сказка» с использованием кукол-марионеток Логосказка «Цветная сказка» с использованием кукол-марионеток Артикуляционная гимнастика: ростовая кукла «Лягушонок Степа» в гостях у детей Артикуляционная гимнастика: ростовая кукла «Лягушонок Степа» в гостях у детей
«Цветная сказка » с куклами- марионетками Работа над сказкой улучшает речеосмысленную деятельность детей Работа над сказкой улучшает речеосмысленную деятельность детей Расширяет их словарный запас и кругозор Расширяет их словарный запас и кругозор Развивает коммуникативные навыки Развивает коммуникативные навыки Наполняет слово образным звучанием Наполняет слово образным звучанием
Артикуляционная гимнастика с ростовой куклой «Лягушонок Стёпа» Ростовая кукла «Лягушонок Стёпа» своим большим подвижным языком помогает детям интересно и успешно изучать упражнения артикуляционной гимнастики. Ростовая кукла «Лягушонок Стёпа» своим большим подвижным языком помогает детям интересно и успешно изучать упражнения артикуляционной гимнастики.
Любимица детей кукла «Лето» Любимица детей кукла «Лето» приходит к ним на фронтальные и подгрупповые занятия, на которых «учит» детей и «учится» сама. Любимица детей кукла «Лето» приходит к ним на фронтальные и подгрупповые занятия, на которых «учит» детей и «учится» сама.
В продолжение темы «Времена года»: куклы-марионетки «Зима» и «Весна» В нашей коллекции кукол-марионеток пополнение – куклы «Зима» и «Весна» В нашей коллекции кукол-марионеток пополнение – куклы «Зима» и «Весна» Они помогут нам научиться красиво и правильно говорить свистящие звуки и разыграть зимние и весенние сказки Они помогут нам научиться красиво и правильно говорить свистящие звуки и разыграть зимние и весенние сказки
Пальчиковые, миниатюрные, деревянные куклы Знакомят детей с устным народным творчеством: сказки о животных и бытовые сказки Знакомят детей с устным народным творчеством: сказки о животных и бытовые сказки «Теремок сказок»: «Теремок сказок»: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» Куклы помогают детям автоматизировать поставленные звуки во фразовой речи Куклы помогают детям автоматизировать поставленные звуки во фразовой речи
Куклы-дергунчики или Петрушка на новый лад привносят в занятие эффект неожиданности, сюрпризные моменты, оживляют интерес детей к поставленной перед ними задаче, помогают провести организационный этап занятия привносят в занятие эффект неожиданности, сюрпризные моменты, оживляют интерес детей к поставленной перед ними задаче, помогают провести организационный этап занятия стоит потянуть за бусину, как Петрушка спрячется. Но он не только прячется в конус, если его покрутить за деревянный шарик, но и поворачивается в разные стороны стоит потянуть за бусину, как Петрушка спрячется. Но он не только прячется в конус, если его покрутить за деревянный шарик, но и поворачивается в разные стороны
Результат опыта работы куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога быстрее исчезают речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы с детьми быстрее исчезают речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы с детьми создаётся особая среда, стимулирующая развитие и коррекцию речи детей создаётся особая среда, стимулирующая развитие и коррекцию речи детей
Литература А.Ю. Татаринцева. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь. Спб.,2007. А.Ю. Татаринцева. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь. Спб.,2007. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логосказки. Каро. Спб., Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логосказки. Каро. Спб., Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедия в диалогах. Каро.Спб.,2002 Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедия в диалогах. Каро.Спб.,2002 Н.И. Монакова. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Речь. Спб., Н.И. Монакова. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Речь. Спб., Е.В. Чех. Расскажи мне сказку. Я сегодня злюсь. Речь. Спб., Е.В. Чех. Расскажи мне сказку. Я сегодня злюсь. Речь. Спб., Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Екатеринбург, Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Екатеринбург, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. СПб., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. СПб., 1998.
С наилучшими пожеланиями!