«Искусство слушать другого» Голубева З.Б. МБОУ «Нововязниковская оош»
«Искусство слушать и слышать другого» Тот, кто способен вести разговор, искусно чередуя свои высказывания с высказываниями других, кто слушает других так же, как самого себя, и даже еще внимательнее, тот умеет в каждую минуту жизни и в каждом уголке собирать подлинные сокровища. Тот, кто способен вести разговор, искусно чередуя свои высказывания с высказываниями других, кто слушает других так же, как самого себя, и даже еще внимательнее, тот умеет в каждую минуту жизни и в каждом уголке собирать подлинные сокровища. Умение слушать развивает наблюдательность, терпение, уважение к другим и способность мыслить. Умение слушать развивает наблюдательность, терпение, уважение к другим и способность мыслить. (Делия Стейнберг Гусман) (Делия Стейнберг Гусман)
Цель урока: формирование у учащихся умения слушать и слышать собеседника, а так же способности сочувствовать и сопереживать другому человеку. Цель урока: формирование у учащихся умения слушать и слышать собеседника, а так же способности сочувствовать и сопереживать другому человеку. Задачи: Задачи: 1. Учить внимательному активному слушанию своего собеседника; 2. Познакомить с техниками внимательного слушания; 2. Познакомить с техниками внимательного слушания; 3. Учить принимать других людей, проявлять доброжелательность и быть тактичным в поведении; 4. Расширять знания об общении и диалоге; 4. Расширять знания об общении и диалоге; 5. Приобщать к ценностям: добро, счастье, нравственность и побуждать к свершению добрых дел. 5. Приобщать к ценностям: добро, счастье, нравственность и побуждать к свершению добрых дел.
Умение слушать – полезное умение. Его полезность в достижении желаемого действия, принятии правильного решения или переводе межличностных отношений на новый, более высокий уровень. Умение слушать – полезное умение. Его полезность в достижении желаемого действия, принятии правильного решения или переводе межличностных отношений на новый, более высокий уровень. Услышать – это значит подчас предотвратить несчастный случай, спасти жизнь. Услышать – это значит подчас предотвратить несчастный случай, спасти жизнь.
Важным условием «грамотного» общения является умение слушать партнёра. Специально этому нигде не учат, нас обычно наставляют, как правильно говорить, умению выражать свои мысли. Но ведь не случайно считали древнегреческие философы, что «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». Сознаём мы это или нет, но умение слушать оказывает гораздо большее впечатление на окружающих, чем умение говорить. И в семье, и в деловом общении, и на вечеринке мы всегда начинаем испытывать невольную симпатию и даже чувство благодарности, признательности к «хорошим слушателям» к тем, кто дал нам возможность выговориться. В чём же притягательность и сила воздействия таких людей? Всё очень просто. Одной из важнейших потребностей человека, является потребность в ощущении своей значимости для окружающих. А внимательный слушатель как раз обеспечивает для нас «эффект подтверждения», даёт нам понять свою значимость для него. Слушает нас- значит мы важны, интересны, представляем определённую ценность. Для подтверждения сказанного давайте вспомним, как мы буквально «обращаемся в слух», ловим каждое слово начальника, или любимого, или того человека, от которого зависит что-то важное для вас. А будем ли мы слушать столь же внимательно, например, уборщицу или дворника, если они попытаются поделиться своими проблемами? Далеко не всегда.
Стремитесь в процессе общения слушать, используя три такта: поддержка - уяснение - комментирование. На этапе поддержки основная цель - дать возможность человеку выразить свою позицию. Уместная реакция слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание «эхо», эмоциональное сопровождение. На этапе «уяснения» цель - убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: советует, оценивает комментирует.
Приёмы слушания Реакция слушателя, приемы слушания бывают следующие: 1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции). 2. Поддакивание (<<ага», «угу», <<да-да», «ну», кивание головой). 3. «Эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника). 4. «Зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов). 5. «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами). 6. Побуждение («Ну и...», «И что дальше?»). 7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»). 8. Собственно вопросы: (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?). 9. Оценки, советы. 10. Продолжение (когда слушатель вклинивается речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова). 11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, «скорбная мина»). 12. Неадекватные высказывания (не относящиеся делу или относящиеся лишь формально). 13. Логические следствия из высказываний партнер,' например, предположение о причине события. 14. «Хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»). 15. Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели). 16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера) (по Л.Д. Столяренко)
По мере знакомства с некоторыми из навыков и приёмов общения попробуйте вспомнить ситуации, в которых Вы сами или Ваши собеседники сказали нечто подобное и что Вы чувствовали при этом: 1. Приказ, указание, команда: «Повторите еще раз!» «Говорите медленнее». «Не говорите со мной подобным образом!» 2. Предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится – и с Вами все кончено». «Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю». «Вы пожалеете, если сделаете это». 3. Поучение, указание на целесообразность: «Вам следует пойти первым». «Это неправильно». «Вам не следует так поступать». 4. Совет, рекомендация или решение: «Почему бы Вам не сказать так?» «Я бы предложил Вам обжаловать это!» «Попробуйте поступить так». 5. Нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе». «Вам это поручено, значит – это Ваша проблема» « В Вашем возрасте я и такого не имел». 6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо». «Теперь Вы на верном пути». «Я больше не могу спорить с Вами». «Я ведь предупреждал Вас, что это случится». 7. Похвала, согласие: «Я считаю, что Вы правы». «Это было замечательно». «Мы гордимся Вами». 8. Брань, необоснованные обобщения, унижение: «Ну хорошо, господин Всезнайка!» «Все вы одинаковы». 9. Интерпретация, анализ, диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?» «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня». «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали». 10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: «В следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше». «Я тоже испытывал такое чувство». «Все делают ошибки». «Мы все поддерживаем Вас». 11. Выяснение, допрос: «Кто Вас надоумил?» «Что же Вы сделаете в следующий раз?» 12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы Вам не выбросить это из головы?» «Давайте поговорим о чем-нибудь другом». «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?»
Знакомство с рассказом А.П.Чехова «Тоска». Ознакомившись с рассказом А.П. Чехова Тоска, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении Тоска. Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А.П. Чехова Тоска, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа может считаться его рассказ Тоска. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
Равнодушие. Как часто слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа Тоска проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие. Равнодушие. Как часто слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа Тоска проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие. Сам Чехов говорил: Умею коротко писать о длинных вещах. Об одной из таких длинных вещей писатель повествует в рассказе Тоска. В нем А.П. Чехов поднимает вечную проблему человечества проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына, и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей, Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя. Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то другому равнодушие и непонимание.
В его рассказе Тоска достаточно нескольких предложений, чтобы понять атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который пластом ложится на крыши, плечи, спины, шапки. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с бабами лучше разговаривать на эту тему, те хоть и дуры, но ревут от двух слов. Однако его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила... его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила... Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив Тоски. Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем увлекается и рассказывает ей все. Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом бездушном городе это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.
Тест «Умеете ли вы говорить и слушать» 1. Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли вы следите за тем, чтобы слушатель понял вас? 2. Подбираете ли вы слова, соответствующие его подготовке? 3. Обдумываете ли приказания, распоряжения, прежде чем их высказать? 4. Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли вы, что он вас понял? 5. Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими? 6. Обдумываете ли предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно? 7. Поощряете ли вы вопросы? 8. Вы считаете, что: а) знаете мысли окружающих? Б) задаете вопросы, чтобы это выяснить? 9. Различаете ли факты и мнения? 10. Ищите ли все новые возражения против аргументов собеседника? 11. Стараетесь ли, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами? 12. Всегда ли говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо? 13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?
Если вы, не задумываясь, ответите «ДА» на все вопросы, кроме 4, 8 а, 10 и 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника!!!
Самостоятельная работа: составь памятку «Правила слушания собеседника».