Консолидация ритейла в Украине: роль логистики 1.Предпосылки для консолидации ритейла 2.Когда ритейлеру нужен 3PL-оператор? 3.Case study 4.Взаимодействие «девелопер – 3PL-оператор – ритейлер» Ритейл в Украине 2009: Киев, Олег Каленский Директор по стратегическому маркетингу и развитию Группа компаний УВК
С точки зрения 3PL, ритейл можно распределить на такие сегменты: 1)Food / nonfood: i.«современная торговля» (гипер-, супер-, дискаунтер и т.п.) ii.HoReCa iii.«стрит ритейл» iv.категории со специальными (температурными) условиями обработки v.категории, требующие переупаковку 2)Automotive 3)DYI (строительные материалы) 4)Pharma 5)Chemicals 6)IT & electronics 7)Fashion & wear (мода и одежда) 8)Fine arts (предметы искусства) Ритейл в Украине 2009: Киев, Предпосылки для консолидации ритейла
Общие факторы, характерные для всех ритейл-сегментов: Снижение покупательской способности (15-60%) Усиление конкуренции (часто – демпинг) «Ручное» планирование закупок (–> out-of-stock / over-stock) Слабая / несбалансированная государственная политика (пошлины, курс, некредитование) Снижение доходности (оборота) –> Внутренняя оптимизация (отказ от непрофильных активов и долгосрочного инвестирования, пересмотр планов развития) Продление товарных кредитов Поиск (часто – любых) источников финансирования под оборотный капитал Усиление маркетинга (категорийный менеджмент, PL, инновации) Аутсорсинг непрофильных видов деятельности Ритейл в Украине 2009: Киев, Предпосылки для консолидации ритейла
При кризисе «слабые вымирают, а сильные становятся сильнее» Факторы и тренды в пользу консолидации: 1)Снижение капитализации торговых сетей 2)Реструктуризация форматов торговли 3)«Доступ к финансовым источникам – ключевой фактор успеха» (в целях инвестирования, кредитования, M&A) 4)Возможность приобретения (благодаря M&A) конкурентных преимуществ (потоки, география, активы) 5)Buyers pools (не только товаров, но и услуг) Ритейл в Украине 2009: Киев, Предпосылки для консолидации ритейла
Логистика (завод-производитель –> полка магазина) = 4-8% от оборота (в «тройке» наибольших затрат ритейлера) Что нужно ритейлеру от 3PL-оператора: 1)Stock management (профессиональная организация РЦ) 2)Гарантирование своевременных поставок (часто – с высокой степенью покрытия и пенетрации) 3)Внутри-сетевая дистрибуция 4)Услуги, создающие добавочную стоимость на продукцию 5)Совместное планирование (развитие) и операционная гибкость (в «высокий» / «низкий» сезоны) Часто, взаимодействие между ритейлером и 3PL-оператором начинается с форвардинга и перерастает в полноценное управление supply chains (экономия до 25% затрат на логистику, или 2% от «цены на полке»; A.T.Kearney, Dec-2007) Ритейл в Украине 2009: Киев, Когда ритейлеру нужен 3PL-оператор?
Выгоды аутсорсинга логистики для ритейлеров: 1)увеличение товаров на полках (+1-2% от оборота РЦ) 2)скидки от поставщиков благодаря прямым поставкам на РЦ (-3-4% от цен) 3)снижение затрат благодаря обработке товаров через РЦ (до -1% от цен, в зависимости от степени централизации и IT-систем) 4)снижение запасов на складах в магазинах (лучшая эффективность точек) 5)увеличение товарооборота и более эффективное управление запасами 6)гарантированная представленность в магазинах (при пиках или промо) 7)должное качество товаров благодаря централизации контроля качества 8)отнесение логистических издержек в (условно) переменные статьи 9)использование новых сервисов (стандартов работы) от оператора 10)фокус на основной бизнес (продажи, маркетинг, проекты) Ритейл в Украине 2009: Киев, Когда ритейлеру нужен 3PL-оператор?
Операционные «вводные» (в мес.): 1)Импорт из Турции (30 конт. HC, цена закупки = 4,5 млн. грн., gross margin = 60%) 2)Таможенное оформление 3)Ответственное хранение и обработка: i.ручная разгрузка, приемка (35,000 коробов) ii.ответственное хранение (450 паллет, оборачиваемость 1:1) iii.VAS: стикерование (1,000 единиц), промо-наборы (5,000 юнитов) iv.погрузка скомплектованных паллет 4)FTL-доставка «склад-дверь» по Украине (600 паллет) 1)645,000 грн. 2)??? (кол-во контрактов, артикулы, пошлины и т.п.) 3)35,700 грн., где: i.17,500 грн. ii.900 грн. iii.100 грн. (стикерование) и 10,000 грн. (метро-юниты) iv.7,200 грн. 4)60,000 грн. 5)+ дополнительные сервисы (возвраты, документооборот, страхование, FEFO, кредитование и т.п.) Итого (invoice idea): 740,700 грн. (=10% на всю «цепочку», или =1,5% на логистику внутри Украины; от «цены на полке») Ритейл в Украине 2009: Киев, Case study
По данным Colliers International, логистические операторы – наиболее популярный арендатор объектов складской недвижимости (67%) Какие варианты 3PL-оператор предлагает в рамках взаимодействия: 1)Аренда площадей в целях логистического обслуживания (core business) 2)Продукт «аренда + услуги» 3)Субаренда (retail subleasing) 4)Реализация улучшений на объекте (отвечая запросам своего Клиента и улучшая valuation склада) 5)Реализация проектов на собственных земельных площадках 6)«Якорный» арендатор в новых проектах / при экспансии Ритейл в Украине 2009: Киев, Взаимодействие «девелопер – 3PL-оператор – ритейлер»