О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ -Разработан в связи с ростом социального статуса воспитания в российском демографическом обществе -Направлен на преодоление противоречий между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей -Предполагает преодоление установок на недопустимость элементов стандартизации в области воспитания
-Ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации -Содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта -Требует от педагогов и руководителей органов образования глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса -Основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении-трансляции культуры от поколения к поколению
2. КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Стратегическая цель Программы - системное многоканальное содействие формированию ценностей сферы учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей
Реализация Программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой
Структура Программы включает 5 разделов: 1)Пояснительная записка 2)Основные направления воспитательного процесса 3)Механизмы, формы и технологии совместной деятельности и сотрудничества субъектов воспитательного процесса 4)Социальные компетенции и требования к оценке уровня развития социальной компетенции школьников 5)Инструментарий диагностики социальной компетентности школьников
Ведущие подходы Социокультурный Социокультурный Возрастной Возрастной Компетентностный Компетентностный
Содержание воспитания основных направлений процесса духовно- нравственного развития учащихся 1)Развитие нравственно-этической культуры, формирование представлений о нравственности и этических нормах социального взаимодействия 2)Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции
3)Воспитание правовой культуры, уважение к правам и свободам человека 4)Воспитание трудолюбия, инициативности, готовности к осознанному выбору будущей профессии 5)Эстетическое воспитание 6)Экологическое 7)Развитие интеллектуального потенциала личности 8)Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни 9)Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля
Школа человечности в. Сухомлинского Любить ребенка, заботится о нем, способствовать его успеху, а через успех влиять на самовоспитание и саморазвитие. Любить ребенка, заботится о нем, способствовать его успеху, а через успех влиять на самовоспитание и саморазвитие. Педагогическая мудрость воспитателя, состоит в том, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы и видел свою успешность. Педагогическая мудрость воспитателя, состоит в том, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы и видел свою успешность. Надо сделать так, чтобы самый слабый ребенок видел плоды своего труда и чувствовал гордость. Надо сделать так, чтобы самый слабый ребенок видел плоды своего труда и чувствовал гордость.
Что такое воспитание? Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. (Закон РФ «Об образовании») Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. (Закон РФ «Об образовании») Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей. Оказание обучающимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей. Оказание обучающимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Закономерности воспитания Воспитание совершается только на основе активности самого ребенка (субъект – субъективные отношения, мотивация). Воспитание совершается только на основе активности самого ребенка (субъект – субъективные отношения, мотивация). Единство воспитания и образования. Единство воспитания и образования. Целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных устоев и реальных действий педагогов, непротиворечивость педагогических требований. Целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных устоев и реальных действий педагогов, непротиворечивость педагогических требований.
Личностно – ориентированный подход Постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами: «Зачем это надо – нам, тебе, мне?», «Помогут ли эти дела нам что – то в себе изменить, развить?» (мотивация) Постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами: «Зачем это надо – нам, тебе, мне?», «Помогут ли эти дела нам что – то в себе изменить, развить?» (мотивация) Право детей на свободный выбор. Право детей на свободный выбор. Подчеркивание авторство идей и предложений при коллективном планировании. Подчеркивание авторство идей и предложений при коллективном планировании. Подчеркивание ценности всех идей, в том числе не принятых. Подчеркивание ценности всех идей, в том числе не принятых.
Личностно – ориентированный подход Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников. Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников. Сочетание групповых и индивидуальных конкурсов. Сочетание групповых и индивидуальных конкурсов. Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело, индивидуальные оригинальные награды. Публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело, индивидуальные оригинальные награды.
Совет ученого Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.