Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Завьялова Т.А., учитель начальных классов
Выяснить значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование ЗУН здорового образа жизни. Цели и задачи.
Здоровье- сберегающие технологии- это многокомпонентное понятие, включающие в себя совокупность воздействий, направленных на обеспечение и защиту здоровья. Для нас, педагогов, наиболее важны педагогические здоровье- сберегающие технологии. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников.
Здоровьесберегающие технологии Санитарно- гигиенические Педагогические Организационные ПсихологическиеИнформационные Физкультурно- оздоровительные Медико- профилактические Современные аспекты
Ученые предполагают разные варианты решения проблемы сохранения здоровья на уроке. Ведущее место занимает гигиенический подход. * Смотри приложение «Гигиенические критерии рациональной организации урока».
Интервал урока Усвоение информации 1 – 4 мин. 60% 5 – 24 мин. 80% 25 – 34 мин. 50% 35 – 45 мин. 6% Динамика умственной работоспособности.
Обязательным элементом организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки и динамические паузы, которые зависят от преобладающей деятельности на уроках. Предпочтение- упражнениям для утомленных групп мышц.
Существует много видов упражнений для активизации деятельности полушарий мозга, что подготавливает детей к усвоению знаний (увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания). «Гимнастика ума» также служит этим целям. * Смотри приложение «Гимнастика ума».
Один из важных методов коррекции здоровья – это метод Владимира Филипповича Базарного – метод динамических поз: стоя за конторкой, сидя за партой. Смена динамических поз укрепляет позвоночник, повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; осуществляется профилактика близорукости, улучшается функциональное состояние сердечно – сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Для снятия умственного напряжения на уроках использую средства логопедической ритмики. В них ритм стихотворной строки соотносится с движениями головы, рук, ног, туловища. В процессе таких упражнений развивается общая и мелкая моторика, совершенствуется речь, развивается чувство ритма.
С целью снятия психоэмоционального напряжения использую релаксации. На следующем кадре релаксация «Солнечный зайчик». Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Мелкая моторика рук связана с высшими свойствами сознания. Её развитие влияет на развитие ребёнка в целом. Поэтому развитию мелкой моторики я уделяю большое внимание. На следующих кадрах – работа с массажными рукавичками и штриховка с последующей раскраской.
Нагрузка на глаза у современного школьника огромна, поэтому необходимо использовать гимнастику для глаз и упражнения для подвижности глаз и снятия зрительного напряжения. Некоторые виды упражнений – на следующих кадрах.
Ещё одно необходимое условие коррекции здоровья – умение правильно дышать. Дыхательные упражнения часто провожу на уроках чтения и устной речи.
Важным условием сохранения работоспособности на уроках и устранения утомления является использование методов, способствующих активизации, инициативы, творческого самовыражения, методов, направленных на развитие эмоций, общения. На следующих кадрах – театрализация сказок; коммуникативная игра «Друзья», ролевая игра «В автобусе».
Большая информационная работа по сохранению здоровья детей проводится на уроках ОБЖ, живого мира, на уроках Здоровья, а также на родительских собраниях..
Для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя ребёнка большое значение имеет технология воздействия цветом - хронотерапия. * Смотри приложение : «Семь чудес цвета».