ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательной программы, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Учитель может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Здоровьесберегающие технологии на уроках Физпаузы Музыкотерапия Физминутка для глаз Пальчиковая гимнастика Дыхательные упражнения Артикуляционные упражнения Аутотренинг, элементы релаксации
Физпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обращать внимание на их содержание и продолжительность, а также на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания их выполнять. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения внимания на другой вид деятельности.
Музыкотерапия Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Музыка на уроках рисования
Физминутки для глаз Профилактика и коррекция нарушений зрения используется на каждом уроке с целью улучшения зрения. Использую офтальмотренажёры, стрела планы для профилактики зрительного напряжения, зрительную гимнастику.
Пальчиковая гимнастика На уроках, особенно письма, рисования большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Ещё Иммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки.
Су-джок терапия
Дыхательная и артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика на уроках устной речи
Дыхательные упражнения на уроках устной речи Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Дыхательные упражнения в игровой форме вызывают положительные эмоции
Снежинку сдунуть я хочу, всех сейчас я научу.
Листьев много я собрал, ветерочком лёгким стал. Если очень постараться, листья дружно разлетятся.
Элементы релаксации Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка, на его душевное равновесие. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно – часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.
«Отдых на полянке»
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышает эмоциональный настрой и работоспособность. Всё это способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Спасибо за внимание!