«Нестандартные формы проведения уроков живого мира» Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Губинской М.А.
Задачи: Рассмотреть материал относительно разнообразных форм нестандартных уроков. Рассмотреть материал относительно разнообразных форм нестандартных уроков. Изучить литературу по данным урокам. Изучить литературу по данным урокам. Ознакомиться с рекомендациями по проведению нестандартных уроков. Ознакомиться с рекомендациями по проведению нестандартных уроков. Выбрать наиболее приемлемые варианты уроков для учащихся класса. Выбрать наиболее приемлемые варианты уроков для учащихся класса.
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Нестандартный урок это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний вот в чём задача всех нестандартных уроков. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний вот в чём задача всех нестандартных уроков.
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
В чём же плюсы? Они формируют устойчивый интерес к учению, Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, помогают формировать навыки учебной работы, помогают преодолевать трудности в обучении, помогают преодолевать трудности в обучении, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: - Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. - Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. - Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. - Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать». - Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок- подарок от Хоттабыча. - Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. - Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков». - Интегрированные уроки. - Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков. 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ Повторение по теме «Неживая природа»
УРОК-ВИКТОРИНА УРОК-ВИКТОРИНА Повторение по теме «Растения»
УРОК-КОНКУРС УРОК-КОНКУРС Повторение по теме «Животные»
УРОК-ЭКСКУРСИЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!