Биология – наука о живой природе
«Сквозь волшебный прибор Левенгука На поверхности капли воды Обнаружила наша наука Удивительной жизни следы…» Н.Заболоцкий
Элективный курс по общей биологии для учащихся классов Подшивалова Н.П., Подшивалова Н.П., учитель биологии I категории учитель биологии I категории МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3» МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3» Новосергиевского района Новосергиевского района Оренбургской области Оренбургской области
Курс предназначен для учащихся естественно-научного профиля обучения. Курс предназначен для учащихся естественно-научного профиля обучения. Общее количество часов Общее количество часов - 17.
Цель курса: формирование знаний о биологии как науки, рассмотрение основных направлений биологической мысли на разных этапах развития биологии.
Задачи: 1. ознакомление учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития; 2. развитие биологических и поликультурных знаний на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий; 3. формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время; 4. развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению.
Содержание курса Содержание курса Биология – наука о живой природе (2 ч.) Биология как наука. Система биологических наук. Предметы изучения. Методы науки. Задачи биологии. История биологии. (3 ч.) История развития биологии как науки. Первые представления о живой природе. Возникновение культурных растений и домашних животных. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Развитие наук о природе в античном мире и в эпоху средневековья.
Ученые – биологи (3 ч.) Великие ученые - биологи. Русские и советские биологи. Современные ученые и их достижения. Важнейшие открытия в биологии. Достижения современной биологии (3 ч.) Достижения в медицине, генетике, селекции. Связь с другими науками. Возникновение новых отраслей биологии. Биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия.
Биология и мир профессий (2 ч.) Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека. Профессии, связанные с биологией. Биология – наука XXI века (2 ч.) Перспективы развития биологии в XXI веке. Научные лаборатории, институты. Задачи науки в будущем. Зачетные занятия (2 ч.)
Педагогические технологии Информационные Групповые Проектные
Формы и методы работы лекция семинар конференция круглый стол деловая игра экскурсия практическая работа работа с компьютером презентация работы
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: -биологические науки; -методы науки; -основные этапы развития науки; -ученых-биологов; -важнейшие открытия биологии; -профессии, связанные с биологией; -достижения современной науки; -перспективы развития биологии.
Учащиеся должны уметь: -ориентироваться в научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии; -использовать отдельные методы науки; -выполнять различные виды творческих работ; -работать в группе; -презентовать свою работу.
Форма итогового контроля Зачет по итогам защиты коллективной творческой работы или «портфолио» индивидуальных работ.
Литература 1.Биология. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», Биология. Лабораторный практикум класс. /CD –диск. 3. Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, Интернет-ресурсы. 5. Резанова Е.А., Антонова И.П, Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: «Издат-школа 2002», Репетитор «Биология»1С /CD –диск. 7. Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология класс. – М.: Просвещение, Учебно-тренировочные материалы по ЕГЭ.Биология, Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова А.З. Интеллект-Центр, 2004.