Биология – наука о живой природе Подшивалова Н.П., учитель биологии. Лекция
Биология как наука Наука: Наука: 1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. 1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. 2.То, что поучает, дает опыт. 2.То, что поучает, дает опыт. Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.
Науки отличаются друг от друга: Предметом изучения; Предметом изучения; Методами изучения; Методами изучения; Законами и теориями, описывающими изучаемые предметы и явления. Законами и теориями, описывающими изучаемые предметы и явления.
Задачи биологии Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия. Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия. Выявление связей между строением и условиями окружающей среды. Выявление связей между строением и условиями окружающей среды. Изучение вопросов возникновения и развития жизни на Земле. Изучение вопросов возникновения и развития жизни на Земле. Охрана живой природы. Охрана живой природы.
Термин «биология» впервые был предложен В 1802 году французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. Термин «биология» впервые был предложен В 1802 году французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. Слово «биология» переводится на русский язык как учение о жизни (bios – жизнь, logos – учение, понятие). Слово «биология» переводится на русский язык как учение о жизни (bios – жизнь, logos – учение, понятие).
Биология – система наук Биология Морфология Анатомия Физиология Цитология Гистология Гигиена Зоология Ботаника Экология Микробиология Систематика Эмбриология Палеонтология Микология Генетика Селекция Фенология Биохимия
Ихтиология – наука о рыбах. Ихтиология – наука о рыбах. Орнитология – наука о птицах. Орнитология – наука о птицах. Альгология – наука о водорослях. Альгология – наука о водорослях. Дендрология – наука о деревьях. Дендрология – наука о деревьях. Герпентология – наука о пресмыкающихся. Герпентология – наука о пресмыкающихся. Геронтология _ наука о возрасте живых организмов. Геронтология _ наука о возрасте живых организмов. Кинология – наука о собаках. Кинология – наука о собаках. Лихенология – наука о лишайниках. Лихенология – наука о лишайниках. Молекулярная биология – наука о строении молекул веществ в организмах. Молекулярная биология – наука о строении молекул веществ в организмах. Вирусология – наука о вирусах. Вирусология – наука о вирусах. Энтомология – наука о насекомых. Энтомология – наука о насекомых. Териология – наука о зверях. Териология – наука о зверях. Этология – наука о поведении живых организмов. Этология – наука о поведении живых организмов. Зоогеография – наука о распространении живых организмов. Зоогеография – наука о распространении живых организмов. Гарбология – наука о мусоре, мусора ведение. Гарбология – наука о мусоре, мусора ведение.
Новые науки Биофизика Бионика Биотехнология Биохимия Клеточная инженерия Генная инженерия
Методы биологической науки Описание Сравнение Моделирование Генетический Цитологический Биохимический Эксперимент Наблюдение Математический «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет». И.П.Павлов Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Исторический Радиолокация Электрография Микроскопия
Предмет и объекты науки Предмет – то (тот), на что (кого) направлена мысль, какое-нибудь действие, объект. Предмет – то (тот), на что (кого) направлена мысль, какое-нибудь действие, объект. Предметы науки биологии: растения, животные, человек, грибы, химический состав, микроорганизмы, клетка, ткани и т.д. Предметы науки биологии: растения, животные, человек, грибы, химический состав, микроорганизмы, клетка, ткани и т.д. Объект – явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание. Объект – явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание. Объекты науки биологии: развитие, рост, дыхание, строение человека, функции организма и т.д. Объекты науки биологии: развитие, рост, дыхание, строение человека, функции организма и т.д.
Основные вехи в истории биологии г.г. до н.э. – даты жизни Аристотеля, который создал идею о лестнице существ и высказал много других естественнонаучных положений. Аристотель предполагал. Что возможно возникновение живого из неживой природы под действием некой силы творения – энтелехии ( в пер. с греч. – «действие») г. – Изготовлен первый микроскоп (Г. Галилей) г. – открыто кровообращение (В. Гарвей) г. – сформулировано положение «Все живое из яйца» (в. Гарвей) г. – открыты капилляры (М. Мальпиги) г. – обнаружена клеточная структура пробковой ткани (Р. Гук).
1668 г. – экспериментально доказано развитие личинок мух из отложенных яиц (Ф. Реди) г. – открыты простейшие и бактерии (А. Левенгук) г. – описаны пластиды и хроматофоры (А. Левенгук) г. – впервые увиден сперматозоид человека (А. Левенгук) г. - введено понятие о виде как о систематической единице (Д. Рей) г. – разработаны принципы систематики и бинарная номенклатура (К. Линней) г. – открыто выделение кислорода растениями (Дж. Пристли) г. – показана связь между светом и зеленой окраской растений (Я. Ингенхауз) г. – сформулирована первая теория эволюции органической природы (Ж.-Б. Ламарк).
1814 г. – установлена способность экстрактов ячменя превращать крахмал в сахар с помощью ферментов (Г. Кирхгоф) г. – сформулирован закон зародышевого сходства (К. Бэр) г. – открыто клеточное ядро (Р. Броун) г. – сформулирована клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден) г. – описано проникновение сперматозоидов в яйцеклетку (Ф. Кебер) г. – сформулировано положение: «Каждая клетка из клетки» (Р. Вирхов) г. – опубликована книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь». Создана эволюционная теория г. – опровергнута теория самопроизвольного зарождения (Л. Пастер).
1864 г. – сформулирован биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер) г. – опубликованы законы наследственности (Г. Мендель) г. – открыты нуклеиновые кислоты (Ф. Мишер) г. – установлено, что белки состоят из аминокислот (Н.Н.Любавин) г. – открыт митоз у растительных клеток (И.Д.Чистяков) г. – доказано, что процессы окисления происходят в тканях, а не в крови (Э. Пфлюгер) г. – открыто митотическое деление животных клеток (В. Флемминг, П.И.Перемежко) г. – открыты витамины (Н.И.Лунин).
1883 г. – сформулирована биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета (Н.И.Мечников) г. – открыты вирусы (Д.И.Ивановский) г. – впервые описан мейоз (В.И.Беляев) г. – открыто двойное оплодотворение у цветковых растений (С.Г.Навашин) г. – открыты бактериофаги (Н.Ф.Гамалея) г. – вторично открыт закон наследственности (К. Корренс, Э.Чермак, Г. Де Фриз) г.г. – сформулировано представление об условно-рефлекторной деятельности (Н.И.Павлов) г. –установлена роль зеленых растений в космическом круговороте энергии и веществ (К.А.Тимирязев).
1910 г. – сформулирована теория филэмбриогенеза – макроэволюции (А.Н.Северцов) г. – сформулирована хромосомная теория наследственности (Т. Моргана) г. - сформулирован закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов) г. – открыто влияние одной части зародыша на другую и выяснена роль этого явления в детерминации частей развивающегося зародыша (Г. Шпеман) г. –охарактеризован фотосинтез как окислительно-восстановительная реакция (Т. Тунберг) г. –опубликована естественно-научная теория происхождения жизни на Земле (А.И.Опарин).
1926 г. – основана наука генетика популяций, ставшая основой синтетической теории эволюции – синтезе генетики и классического дарвинизма (С.С.Четвериков) г. – опубликован труд Вернадского «Биосфера» г. – выделен природный пенициллин (А. Флемминг) г. – сконструирован электронный микроскоп (Е. Руска, М. Кнолль) г. – разработана теория биогеоценозов (В.Н.Сукачев) г. – доказано существование спонтанных мутаций (С. Лурия, М. Дельбрюк) г. - доказана генетическая роль ДНК (О. Эвери, С. Маклеод, М. Маккарти).
1945 г. – открыта эндоплазматическая цепь (К. Портер) г. – доказана иммунологическая природа отторжения при трансплантации тканей и органов (П. Медавар) г. – открыта система рекомбинаций у бактерий (Д. Ледерберг, Э. Татум) г. – обосновано единство принципов управления в кибернетических системах и живых организмах (Н. Винер) г. – сформулированы представления и создана модель структуры ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик) г. – установлена гибридизация соматических клеток (Г. Барский) г. – определены тип и общая природа генетического кода (Ф. Крик, Л. Барнет, С. Бреннер, Р. Уотс-Тобин).
1961 г. – начато клонирование животных (Дж. Гердон) г. – сформулированы представления о регуляции активности генов специальными генами-операторами (Ф. Жакоб, Ж. Моно) г. – осуществлен химический синтез гена (Х. Корана) г. – открыта обратная транскрипция (Х. Темин, Д. Балтиморе) г. – опубликованы результаты новых экспериментов по молекулярному клонированию (С. Коэн, А. Чанг) г. – показана возможность изменения фенотипа млекопитающих с помощью рекомбинантных молекул ДНК (Р. Полтимер, Р. Бринстер).
Значение биологии Биологические знания используют в сельском хозяйстве, фармакологии, пищевой промышленности, при производстве товаров народного потребления, в криминалистике, в архитектуре, в промышленности и т.д. Биологические знания используют в сельском хозяйстве, фармакологии, пищевой промышленности, при производстве товаров народного потребления, в криминалистике, в архитектуре, в промышленности и т.д. Биология – теоретическая основа медицины, психологии, социологии, физкультуры и спорта. Биология – теоретическая основа медицины, психологии, социологии, физкультуры и спорта.
Литература 1. Биология. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», «Первое сентября», Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, в вопросах и ответах класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для кл. общеобразоват. Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, Интернет-ресурсы. 5. Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология класс. – М.: Просвещение, 2001.