Выбор темы, постановка цели и задач в исследовательской работе младших школьников МКОУ ДОД Детский эколого-биологический центр Капитанова Татьяна Федоровна– методист по организации исследовательской деятельности
Тема исследования – предмет вашего исследования Начинается со слов: определение, выявление, сравнение, исследование Объект исследования - то, что исследуется Предмет исследования - как, в каком аспекте исследуется объект Гипотеза - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. ( Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы ) Гипотезы рождаются в результате интуитивного мышления в результате логических рассуждений
Примерные темы исследовательских работ Сравнительное изучение эффективности органических удобрений при выращивании томатов. Сравнительная оценка уровня загрязнения снежного покрова в микрорайоне « Геолог » и « Лесхоз » Выявление наиболее эффективного народного средства в борьбе с простудными заболеваниями Влияние разных концентраций солевого раствора на прорастание семян фасоли Влияние бытового шума на поведение щеглов из семейства вьюрковых
Темы работ предложенные на МНПК Кока - кола : за или против ? Цветы в моём доме Размножение сенполии листовыми черенками в осенний период Музей – хранитель истории города Аквариумные рыбки Про улиток География моей семьи
Цель исследования Цель исследования – это запланированный результат ваших исследований. - цель начинается с подлежащего - конкретизирует требуемый конечный результат - должна быть реальна и достижима - должна быть реализуема в пределах наличного или гарантированного объема ресурсов.
Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. (начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении) 1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»). Пример: «Выяснить, сколько времени живет губка?». 2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»). Пример: «Выявить связь между распределением зоопланктона и растительностью водоема?». 3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»). Пример: «Установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме?». 4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»). Пример: «Изучить, для чего паук - серебрянка строит купол под водой?». 5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»). Пример: «Выяснить, как зависит видовое разнообразие зоопланктона от сезона и времени суток?». 6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»). Пример: «Установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоема?».
Методические основы опытной работы Схема опыта – совокупность всех вариантов, входящих в опыт и сравниваемых между собой. Контрольный вариант (стандарт) – с которым сравнивают все опытные варианты. Повторность – число повторений одного варианта, примененных в опыте для устранения возможных случайных отклонений. Необходимо соблюдать правило единственного различия: необходимо выдерживать единство всех условий, кроме того, которое изучают.