Работа классного руководителя с трудными детьми Подготовила: Классный руководитель 6 кл. Сосова Т.М г.
Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально- эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы: в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.
Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы 1 этап- Изучение первичной информации об обучающихся классного коллектива: личные дела обучающихся; результаты медицинского обследования; психолого-педагогические характеристики; результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; результаты диагностирования педагога-психолога; жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; в каких семьях и условиях проживают данные обучающиеся (знакомится с актами посещения и картами обучающегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление обучающихся группы риска: составляет карту класса по выявлению детей группы риска; выявляет обучающихся группы риска в соответствии с классификацией; составляет банк данных обучающихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально- педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска» классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); воспитание нравственно-правовой убежденности; формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); обеспечение благоприятного социально- психологического климата; способствование заполнению пробелов в знаниях.
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально- эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); помощь в преодолении учебных затруднений;
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя: помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); организацию и предоставление бесплатного питания в школе; обращение в районные социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения).
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально- этических качеств Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об обучающемся «группы риска» по следующим позициям: участие обучающегося в общественной жизни класса; приемлемые (позитивные) качества личности; взаимоотношения со сверстниками; досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); каково влияние семьи; имеют ли место конфликты в классе и их причины; эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).
Профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
Правила которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с трудными детьми: Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями.
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!