Метапредметные результаты в НОЦ педагогический совет –
Цель: анализ представленного опыта для сценирования процессов достижения метапредметных результатов старшеклассниками НОЦ Задачи: организовать аналитическую деятельность участников педсовета в динамике: от контент - анализа внешнего опыта к понимающей экспертизе внутреннего опыта; определить возможные сценарии разворачивания освоения метапредметности и работы на метапредметные результаты; сформировать инициативную группу (для организации постоянно действующего семинара или «Метапредметной лаборатории»)
Понятийное поле Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению. Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)
Понятийное поле В.В. Давыдов
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметные результаты: универсальные учебные действия (личностные, познавательные и регулятивные) межпредметные понятия
Универсальные учебные действия (УУД) личностные действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация познавательные действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция регулятивные действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания -общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.
Метапредметы (по А.В. Хуторскому) «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры мета предметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Метапредметы (по Ю.В. Громыко) Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая над предметна и носит универсальный характер (отсюда и название мета предметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Основные задачи мета предметов «Знак» формирование у школьников способности схематизации «Знание» формирование способности работать с понятиями «Проблема» формирование у школьников собственной позиции относительно данного события «Задача» решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Особенности метапредметного занятия (урока) Это интегрированное занятие. Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. Вдумчивая работа с понятием. Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.
Примеры метапредметных категорий 1. Определение и понятие. 2. Рисунок и схема. 3. Знание и информация. 4. Цель и задача. 5. Роль и позиция. 6. Модель и способ. 7. Содержание и форма. 8. Знание и незнание. 9. Порядок и хаос. 10. Изменение и развитие. 11. Простое и сложное.
Контент - анализ Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. Википедия Контент-анализ - метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. С.И. Григорьев
Форма записи для контент – анализа видеофрагмента Критерий метапредметного урока Слова или фразы Действия, эмоции Примечания 1. Наличие деятельностной единицы содержания 2. Наличие совместной деятельности учителя и участника события 3. Наличие рефлексии 4. Ориентация на формирование и развитие способностей Вывод:
Примерная схема самоанализа урока 1. Формулирование темы занятия и доведение ее до учащихся. 2. Определение цели (целей) занятия. 3. Соответствие содержания заявленной теме и цели (целям) занятия и его структуры. 4. Интеграция образовательных областей: метапредметный подход и междисциплинарные связи 5. Соответствие методики (технологии), использованных форм и методов теме, цели, задачам и мета предметному полю. 6. Характеристика учебно – познавательной деятельности учащихся. 7. Сопоставление фактических результатов занятия планируемым (заявленным в «Технологической карте»).